Украина и исламский мир в работах Михаила Грушевского. Часть первая

Украина и исламский мир в работах Михаила Грушевского. Часть первая
Михаил Грушевский
22.04.2024
Оцените статью: 
(136 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Выдающийся украинский историк, политический и общественный деятель Михаил Грушевский (1866–1934) — автор многотомной «Истории Украины-Руси». В этом труде он исследовал не только прошлое украинского народа, но и уделил внимание отношениям Украины с соседними государствами, в том числе мусульманскими. Работы ученого не потеряли научного значения и сегодня. Благодаря Грушевскому история древней и средневековой Украины перестала быть предметом спекуляций и мифологии, став разделом научной дисциплины.

Еще со времен Руси украинцы активно контактировали с исламским миром. Источники сообщают об отношениях восточных славян с мусульманами по крайней мере с середины VII в., когда племена полян и северян, находившиеся в то время под властью Хазарского государства, узнали о начале наступления Арабского халифата на хазар.

В 922 году Волжская Булгария, экономически развитая тюркская страна, отделилась от Хазарии и приняла ислам. Булгары уже давно имели тесные экономические отношения с мусульманскими странами Центральной Азии. Многие булгары приняли ислам еще до 922 года под влиянием купцов и путешественников из стран Востока. Одновременно Волжская Булгария поддерживала традиционные контакты со славянскими племенами, которые также начали формировать собственное государство.

В начале Х века Русь значительно укрепляется, и это в конечном счете приводит к конфликту с хазарами и булгарами. Великий киевский князь Святослав (ок. 938–972), проводивший экспансионистскую политику в Восточной Европе, организует серию походов на Волжскую Булгарию и Хазарию. Вот что писал об этом Грушевский:

«Сведения арабского географа того времени (писал в 970-х) Ибн Хаукаля дополняют нашу летопись. Из них узнаем, что Русь уничтожила тогда Болгар и опустошила Буртасы — часто упоминаемый в сведениях об арабской торговле край на средней Волге (мордва, как полагают). „Теперь не осталось и следа ни от Булгара, ни от Буртаса, ни от Хазара, — говорит Хаукаль, — ибо Русь уничтожила всех их, забрала у них все те края и присвоила; а спасшиеся из их рук растеклись по близким местам, желая оставаться вблизи своих краев и надеясь прийти к согласию с Русью и поддаться ей“. Этот удар для Болгара однако не был таким роковым, как представлял Ибн Хаукаль: волжская Болгария скоро снова оправилась; уже Владимир снова ходил на нее походом».

Иначе сложилась судьба Хазарского каганата, несколько веков выполнявшего роль своеобразного барьера на пути кочевых народов Азии. В конце Х ст. хазары массово начинают принимать ислам, однако это не спасло их от уничтожения. Великий князь Святослав наносит тяжелое поражение хазарам. В первом томе «Истории Украины-Руси» Грушевский пишет:

«Смертельным ударом был <…> поход Святослава для Хазарского государства, которое слабело и клонилось к упадку уже в течение двух веков. Летопись говорит, что Святослав взял Белую Вежу — Саркел, важную крепость между Волгой и Доном, которая тогда еще, по-видимому, была в руках хазар, хотя заселило ее также и славянское население. Хаукаль повествует, что Русь разграбила тогда Итиль и Семендер, богатый хазарский город на берегу Каспийского моря. Вместе с тем все хазарское государство от края до края было совершенно опустошено. Люди из Итиля разбежались по каспийскому побережью».

Следует отметить, что Хазария действительно долгое время выполняла роль «щита» на пути кочевых орд в Европу. С другой стороны, это было препятствием для прямых контактов славян с мусульманскими странами. Когда в 737 году хазарский каган под давлением арабов принял ислам, это могло стать судьбоносным событием для Восточной Европы. Впрочем, очень скоро хазары отказались от новой религии, вернувшись к язычеству. Несколько веков влияние Хазарии на славянские племена будущей Руси было чрезвычайно сильным. Это касается не только политики и экономики, но и религии. В отличие от Византии, где христианство было государственной религией, в Хазарии язычество, христианство, иудаизм и ислам долгое время боролись за первенство. Эта борьба прекратилась только после уничтожения каганата.

Сын великого киевского князя Святослава, Владимир, в конце Х ст. решил отказаться от традиционной религии Руси, язычества. В ходе процедуры, известной по летописным источникам как «выбор веры», Владимир пригласил представителей разных религий для «презентации» их вероучения. Среди приглашенных были и мусульмане из Булгарии. Религиозное мероприятие кончилось тем, что Владимир выбрал христианство из Византии как новую религию для своего государства.

Летописец несколько наивно трактует сложный и длительный процесс, приведший к христианизации Руси. На самом деле страны Европы, прежде всего Византия, уже давно проявляли интерес к тому, чтобы могущественная Русь приняла христианство и таким образом превратилась в оплот борьбы против мусульманских стран, в то время постоянно угрожавших странам Западной Европы и Византийской империи. Владимир принял христианство в период, когда экономическое и военное могущество Византии росло. После ужасных поражений от армий Арабского халифата (VII–VIII вв.), когда само существование империи было под угрозой, Константинополь в Х веке вошел в короткий период нового расцвета.

До XIII века единственной мусульманской страной, с которой непосредственно граничила Русь, была Волжская Булгария. Отношения киевских князей с булгарами складывались непросто. В период с 922 по 1236 год между двумя государствами случилось несколько десятков столкновений и прошли полноценные военные кампании. Однако после каждого конфликта наступало мирное время, когда возобновлялись торговые отношения, а иногда соседи даже совместно боролись с врагами.

В 1-й четверти ХІІІ ст. объединение монгольских и тюркских племен во главе с Тэмуджином (Чингисханом) нанесло удар по мусульманскому государству Хорезм. Двигаясь на запад, монголы завоевали восточный Кавказ и вторглись в земли половцев. Руководили походом опытные командиры Чингисхана, Джебе и Субедей. После нескольких поражений половцы обратились за помощью к князьям Руси. Понимая смертельную опасность от монголов, князья отправились в поход.

Решающее сражение произошло 31 мая 1223 года у реки Калка, на территории современной Донецкой области. Из-за отсутствия единого командования и устаревшей тактики боя объединенное русско-половецкое войско было уничтожено. Грушевский писал об этом событии:

«На р. Калке произошло главное сражение <…> Русь и половцы были разбиты; „оба войска сражались с неслыханной отвагой, и бой продолжался несколько дней, наконец татары взяли верх“, — рассказывает восточный источник того времени. Монголы после этой победы прошли к Днепру, перебив людей в городах, встретившихся им по дороге, и от Витачева (Новгорода Святополчского) вернулись назад. Потом пошли на Поволжье, на Великую Болгарию».

Однако монгольский поход против булгар потерпел неудачу. Зная о результате битвы на Калке, мусульманское войско хорошо подготовилось. У города Сувар монголов разбили. В бою погиб один из военачальников, Джебе. Арабский историк Ибн аль-Асир описал это сражение в подробностях:

«Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них (монголов), встретились с ними и, заманив их, пока они зашли за место засады, напали на них с тыла так, что те остались внутри; рубил меч их со всех сторон, перебито их множество, и уцелели из них лишь немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот возвратился в свою землю».

После этого поражения Субедей отвел войска в Центральную Азию, где его ждал Чингисхан. Эта неудача на время уменьшила активность монголов на европейском направлении. В 1227 году Чингисхан умер, преемником стал его сын Угедей. В 1235 году Курултай, собрание самых влиятельных представителей монгольских и тюркских племен, решил начать Западный поход. Во главе войска встал внук Чингисхана, Бату (Батый).

1 Комментарий

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.