Жизнь мусульман в условиях тоталитаризма

1
Одно из самых трагических событий XX века - насильственная депортация крымских татар в 1944 г.
27.07.2010
Оцените статью: 
(415 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

С установлением коммунистической власти в Крыму началось массовое наступление на религию, в том числе на ислам. Вследствие этого произошел упадок религиозной жизни мусульман. В массовом порядке закрывалось много мечетей, мусульманских школ - мектебе и медресе, репрессировались духовные лица, которые еще были. Большевистская пропаганда прямо связывала преданность исламу с «социалистической бессознательностью» и «буржуазными предрассудками». Верующих толкали к отступничеству, они жили в ожидании репрессий. Были созданы искусственные условия для прекращения организованной деятельности мусульманских общин. На протяжении 30-х годов весь мусульманский актив был репрессирован, расстреляно или выслано почти все мусульманское духовенство, причем под фарисейским предлогом, что они возглавили националистические движения после «обезвреживания» их политических руководителей.


(Продолжение. Начало - см. ссылки по теме)

Насильственно закрывались мечети, разрушались или приспосабливались под склады, мастерские, гаражи и т.д. В доме Севастопольской мечети разместили архив Черноморского флота. На колхозный склад превратили мечети в многочисленных деревнях и городах. К 1 марта 1931 года в Крымской АССР закрыто 106 мечетей и 2 молитвенных помещения, из них сразу снесено 51.

В Бахчисарайском районе, где на учете стояло 84 мусульманские общины, до 1931 г. закрыто 24 мечети, снесено - 5. В 1932 г. прокатилась вторая волна массового закрытия мечетей. В Бахчисарае каменную мечеть превратили в хлебный склад, другую историческую мечеть - в весовую мастерскую. Ханская мечеть в Евпатории какое-то время служила краеведческим музеем, а затем стояла заброшенной и забытой до 70-х годов. Главную мечеть Муфти-Джами в Феодосии также превратили в склад. Закрытую в 1936 году мечеть в с. Серов переоборудовали под квартиры колхозников.

Десятки других мечетей при советской власти ждала такая же судьба. Даже в условиях притеснений мусульман в царской России в Ялте (уезде) по состоянию на 1917 год еще действовало 29 мечетей, в других крупных городах Крыма и их окрестностях - по 30-40. К середине 80-х годов не сохранилось ни одной. Большинство из них были либо совсем разрушены, либо не подлежали восстановлению.

В 30-е годы безжалостно уничтожалась самобытная мусульманская цивилизация Крыма: ликвидирована письменность, запрещена к употреблению арабская графика, собирались и уничтожались книги, отменена система мусульманского образования, запрещен суд по шариату.

После одного из самых трагических событий XX века - насильственной депортации крымских татар в 1944 г. - началась такая же насильственная их ассимиляция. Обрусение и атеизация проводились параллельно. Поэтому ислам в среде спец-переселенцев оставался не только средством удовлетворения религиозных потребностей, он стал мощным стимулом поддержки памяти народа о своем прошлом, о своей Родине. Советская власть стремилась уничтожить даже саму память о жизни мусульман здесь прежде. Из всех справочников, энциклопедий, учебников изъяты материалы о мусульманском государстве в Крыму, о его религиозно-культурной жизни. В массовом порядке сносились кладбища, а надгробные камни закладывали в фундамент новых домов.

В материковой Украине также были закрыты все мечети и молитвенные помещения мусульман. В 1926 г. на всю УССР оставалось всего 4 зарегистрированные общины с общей численностью мусульман в 200 человек. К началу 1941 г. уже не было ни одной. Репрессиям мусульмане подвергались и здесь. Так, с 50 000 репрессированных по Донецкой обл. большинство составляют по фамилиям татары и греки-ромеи (исповедовавшие ислам). Они репрессированы как «агенты вредных националистических и религиозных организаций».

Трудно полностью оценить масштабы антиисламского террора за годы советской власти. Теперь очень сложно воспроизвести положение мусульманских общин, их точное расположение.

Недавно найдены неизвестные материалы о том, что после ликвидации местных мусульманских общин, Украину в 30-е годы преобразовали в место спецпереселення для участников движения сопротивления советской власти с Ферганской долины. Судя по архивным документам, тоталитарное государство превратило Украину в место принудительной депортации активных участников также и мусульманского актива из Средней Азии. Спецпереселенцев держали в южных областях. Спецкомендатуры для них действовали в Херсонской, Николаевской, Запорожской областях. Планировалось организовать из них несколько колхозов или совхозов, которые бы выращивали хлопок. Большинство из них уничтожено в 1937 г.

За годы советской власти религиозную жизнь мусульман в Украине полностью подавили. Согласно отчетам уполномоченных по делам религиозных культов с конца 40-х годов и вплоть до конца 80-х в Украине не было ни одной мусульманской общины или зарегистрированной группы мусульман. И это в то время, когда в соседней Белоруссии, где несравненно меньше мусульман, чем в Украине, общины мусульман действовали в трех областях и были зарегистрированы еще в 60-е годы. То же было сделано в Литве, где общину мусульман зарегистрировали в советское время в Каунасе. Но этого не делалось на протяжении более 40 лет в Украине, где, как считала советская власть, будто и не было необходимости в организации верующих мусульман.

Из книги «Історія релігії в Україні: Навчальний посібник» / A.M. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Лобовик та ін.; За ред. A.M. Колодного, П.Л. Яроцького. — К.: Т-во "Знання", КОО, 1999

Ссылки по теме:

Предыдущие публикации

Мусульмане в Российской империи. Ислам - фактор этнического самосохранения

Мусульманские народы Причерноморья и Украина в XVI - XVIII вв.

Мусульманская цивилизация Крыма. Период Крымского ханства

Русь-Украина и Ислам

Ислам на украинских землях. Изучение истории

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.