Всемирный конгресс Международной ассоциации историков религий проводится раз в пять лет. В этом году уже 21 по счету конгресс, озаглавленный как «Динамика религии: прошлое и будущее», провели в маленьком немецком городке — Эрфурте. В сонную столицу Тюрингии с населением в около 200 тыс. чел. съехалось почти 1,5 тыс. религиоведов со всего мира. Целую неделю по городу бродили люди из разных уголков планеты и искали кого-нибудь, кто говорит по-английски и может подсказать дорогу, ежеминутно натыкаясь на таких же своих коллег из других стран.
Надо сказать, что местные жители не были слишком удивлены или взволнованы таким количеством ученых, они привыкли принимать у себя великих людей. Здесь жили и работали: Мейстер Экхарт, великий католический мистик средневековья; Мартин Лютер, христианский реформатор и основатель протестантизма; знаменитый композитор Иоганн Себастьян Бах; Макс Вебер, классик и один из основателей социологии религии; нобелевский лауреат Вилли Брандт и многие другие. Эти, казалось бы, не столь важные для конгресса детали делали особенным пребывание в городе. Специально для того, чтобы участники смогли осмотреть древний и красивый город и пройти по дорогам, которыми ступали Экхарт, Лютер, Бах и другие, организаторы выделили выходной день в середине недели. Вечером в этот день отдохнувшие религиоведы были приглашены на барбекю, где угощали знаменитыми братвурcтскими сосисками на гриле, салатами и напитками, но самое главное — ученые могли пообщаться в неформальной обстановке друг с другом. Во время таких мероприятий происходят важные знакомства, зарождаются новые идеи, принимаются решения о сотрудничестве.
Работа самого конгресса напоминала огромный круглосуточный рок-фестиваль, на котором одновременно в разных залах играют самые известные рок-группы и все, кто пришли послушать музыку, мечутся из зала в зал, боясь пропустить свою любимую песню то у одной группы, то у другой. Трижды в день одновременно проходило более 30 панельных заседаний, разбитых на тематические блоки, на которых было 3–4 выступающих. Так же было выделено время для лекций наиболее именитым гостям конгресса, одновременно проходило 4 лекции. После окончания последнего заседания можно было отправиться на встречу с коллегами из разных организаций, например, европейской ассоциации религиоведов или ассоциации женщин-религиоведов. Все залы были забиты людьми, стоило опоздать на 5 минут и приходилось слушать доклады стоя.
Украинская делегация впервые была так многочисленно представлена. На конгресс из Украины приехало не менее 14 ученых из разных институций. Было проведено три панели, посвященные исключительно украинской тематике: «Религиозные общины в современных украинских реалиях»; «Ответ украинских мусульман на вызовы кризисного 2014 года»; и «Православный христианский экстремизм: теоретические основания и внедрение (теория и практика)». Также часть докладов украинских ученых была представлена на других заседаниях.
Надо отметить, что исламская тематика была одной из самых популярных. Не менее 20 панельных заседаний, включая украинское, были посвящены теме Ислама. Рассматривались такие вопросы, как отношения между государством и религией в Исламе, гендерный аспект в Исламе, современные подходы к изучению Ислама, вопрос национальных меньшинств, образование в исламском мире, отдельные панели были посвящены шиизму и другим направлениям. Тема одной из мировых религий поднималась и на панелях, посвященных общим темам: образование (в частности новоизбранный президент IAHR в своем докладе о религиозном образовании уделил немало внимания исламскому образованию в Швеции), межрелигиозные отношения, периодически ученые обсуждали вопрос Исламского государства. Количество исследователей Ислама на конгрессе было такое, что практически на каждом панельном заседании оказывался как минимум один исламовед, и практически в любое время проходила хотя бы одна исламоведческая панель.
Отчёт о панели «Ответ украинских мусульман на вызовы кризисного 2014 года» опубликован на сайте Ислам в Украине. Ее модератором выступил Саид Исмагилов, а основными спикерами — Михаил Якубович и Руслан Халиков. Мероприятие прошло 27-го августа, как раз в момент очередного обострения ситуации в сообществе украинских мусульман, связанного с конфликтом Рефата Чубарова и Эмирали Аблаева в Турции, что ещё раз подтвердило актуальность вопроса о ситуации в украинской, в частности крымскотатарской, умме. Спикеры коснулись таких тем, как жизнь мусульманских общин в Крыму и на Донбассе, положение переселенцев-мусульман, взаимоотношения украинских мусульман с представителями других конфессий и с государственными органами. Слушателей также очень интересовали вопросы деятельности мусульманских организаций в Украине, вопросы свободы мусульман на религиозную деятельность, освещение жизни мусульман в прессе. Докладчики постарались коротко ответить на все возникшие вопросы.
Особым событием была публичная лекция известного исследователя из Кейптауна профессора Абдулкадера Тайоба, посвященная биографическим траекториям политического Ислама. Профессор Тайоб рассказывал об активистах политических мусульманских партий в Южной Африке, уделяя внимание вопросам их выбора такого образа жизни, их политического роста, внутренним конфликтам, взлетам и падениям. Делая акцент именно на биографических сторонах развития политической жизни мусульман, профессор поделился своими размышлениями о религии в постколониальном мире, о религии как о живом феномене, который развивается через жизни отдельных индивидуальностей.
Профессор Тайоб специализируется на таких темах, как Ислам и публичная жизнь в Африке, современные (contemporary) интеллектуальные тренды в модерном (modern) Исламе и мусульманское образование в Южной Африке. Исследуя современный Ислам в Африке, лектор посетил Кению, Гану, Занзибар и Нигерию. Многие его статьи посвящены мусульманским активистам в Южной Африке, новым движениям в Исламе, современной теологии этой религии, переосмыслению деятельности разных исламских теологов и многим другим темам, которые можно найти в свободном доступе на ресурсе для ученых academia.edu.
В субботу, когда основная масса участников разъезжалась, часто всплывал вопрос «почему так редко?» В самом деле, почему бы не собираться чаще, чем раз в пять лет с коллегами, чтобы пообщаться, обменяться идеями, завести новые знакомства? Хотя, вероятно, есть особый смысл в том, чтобы это мероприятие было долгожданным, чтобы к нему готовились с особенным рвением и чтобы каждый раз для принимающего университета было честью предоставить площадку для общения людям из разных стран с разными научными интересами.
Автор: Магистр религиоведения Ирина Каплан