Исламский культурный центр Одессы собрал в своих стенах представителей организаций, пекущихся о роли женщины в обществе

1
Сегодня на государственном уровне делается акцент на независимость женщины, а не на то, что в обществе должно быть взаимоувежение.

Какова роль женщины в украинском обществе и какой должна быть государственная политика в этом вопросе, чтобы создать наиболее благоприятные условия прекрасной половине? Как совместить общественную и семейную роль женщины, не возлагая на нее двойной объем обязаностей и забот, но при этом обеспечив ей возможости личностного развития? Эти вопросы сейчас крайне актуальны, ведь на этапе отхода от социалистической модели и устремления к европейским ценностям у нас зачастую пытаются бездумно скопировать ценности и социальные схемы, которые прижились на Западе, однако для нашей культуры не являются характерным.

17 мая в Исламском культурном центре г.Одесса представители органов власти и женских общественных организаций собрались за круглым столом для знакомства друг с другом и дальнейшей координации своей деятельности в сфере повышения признания роли женщины в обществе. Участники рассматривали вопросы роли женщины в обществе, бизнессе, на государственной службе, и, конечно же, — в воспитании детей.

Одесскую городскую администрацию представляли директор Департамента внутренней политики Альберт Бейжанов, глава Отдела по вопросам национальностей и религий Ярослава Резникова. Общественные организации были представлены входящей в состав ВАОО «Альраид» ОО «Аль-Масар», а также Объединением творческой интеллигенции «Ассамблея» и Международной женской ассоциацией «Lady Diamond», и представительницы одесской узбекской общины. Также в круглом столе приняла участие директор одесской школы-интерната № 1 Елена Стоянова.

Разрушение семейных уз на государственном уровне
Сейчас в Украине через разнообразные гендерные программы пытаются разрушить многовековые семейные узы: навязать мысль, что женщина должна быть сильной и не нуждается в заботе и поддержке в семье, а также параллельно популяризовать в стране идею ювенальной юстиции. Этот институт дает возможность прошедшим какую-то минимальную подготовку инспекторам вмешиваться в дела семьи и давать предложения по урегулированию спорных ситуаций, и мы уже видим на практике в пилотных регионах, что вместо помочь родителям найти работу и построить дом, или же помочь финансово, подобные службы предпочитают отнять у супружеской пары детей; фактически оставляя их сиротами. Здесь важна роль общественных организаций, будь то христианских или мусульманских, и координация их усилий в противостоянии подобному произволу.

Мы должны акценировать внимание общества не на том, что женщина может прожить и поставить детей на ноги в одиночку — но на том, что дети должны воспитываться в полноценных семьях.
Гости были восхищены, что мусульмане не оставляют детей, а также присматривают за стариками, независимо от материальных проблем отдельно взятой семьи, и высказались о необходимости искать пути популяризации этого опыта во всем украинском обществе.

«Потерянное поколение»?
За двадцать лет в погоне за материальным благосостоянием, которое для многих семей было вопросом элементарного выживания, мы забросили заботу о духовно-нравственном развитии подрастающего поколения; не принимались никакие комплексные меры в этом направлении. Подобная беспечность не прошла бесследно: в нашем государстве, как и на всем постсоветском пространстве, разительно понизился уровень общественной культуры. Этот период настолько сильно сказался на ментальности молодежи, что его влияние можно сравнить с тем, что было оказано в свое время Великой Отечественной Войной на тогдашнее подрастающее поколение.

Раньше повзрослевший ребенок обладал всеми навыками, необходимыми ему для взрослой жизни, за несколько лет до наступления совершеннолетия. Это достигалось с помощью возложения на него по мере взросления все большей ответственности за исполение работы по дому. Сейчас же молодежь зачастую инфантильна и совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. Более того, как подчеркнул в своей реплике Альберт Бейжанов, если в стране все-таки введут ювенальную юстицию — исполнение ребенком работы по дому может быть расценено как эксплуатация детского труда.
Поэтому работа в культурных центрах и общественных организациях очень важна, если мы хотим защитить свое право на передачу необходимых жизненных навыков своим детям и создать им здоровую среду для общения и развития.
Ведь реакция общественности является очень важным мотиватором в соблюдении определенных рамок поведения: например, если раньше было стыдно не уступить в автобусе место пожилому человеку и подобное вызывало активное общественное осуждение — сейчас это стало в порядке вещей, не в последнюю очередь, из-за безразличия общества.

Возвысить женщину, не унижая мужчину
Сегодня на государственном уровне делается акцент на независимость женщины, а не на то, что в обществе должно быть взаимоувежение. Женщина может остаться одна с детьми, — у нас достаточно сильные женщины, которые выдержат всё, — но нужно говорить о том, что мужчина должен женщине помогать, должен поддерживать эту творческую самостоятельную личность.
Ребенок впитывает все, что делают родители, отзеркаливает их. Дети стремятся быть похожими на своих матерей; и если дети видят, как мать ни во что не ставит их отца, не интересуется его мнением и не учитывает его интересы — в этой семье с большой вероятностью вырастут властные женщины и пассивные мужчины. Мужчины, которые не смогут обеспечить уже своим женам должную опору и поддержку, не говоря уже о защите — но будут сами искать все это в женах. На женские плечи постепенно перекладывают все больше отвественности мужчины, которые не хотят ее взваливать на себя — и тем не менее этот процесс почему-то называется «освобождением женщины». Составители государственных программ пока что не поняли невозможность нарушить равновесие в отношениях полов, не унизив оба пола вместо возвысить их.

Пророк Мухаммад дал примеры воспитания детей, которыми пользуются многие поколения мусульман. Женщина должна внушать детям уважение к отцу и как к родителю, и как к хозяину дома; приучать почтительно относиться к старшим и особенно людям преклонного возраста; помогать младшим, обучая их всему, чему ужа научились сами.

Президент Международной женской ассамблеи «Lady Diamond" Наталья Позднякова посетовала, что за время независимости украинским женщинам пришлось обрести многие черты характера и модели поведения, которые более характерны для мужчин. А ведь мать, качая колыбельку — воспитывает будущее мира. И пока у украинских матерей не будет ощущения защищенности и безопасности, поддержки мужа и других членов семьи — эти их, казалось бы, частные проблемы будут продолжать составлять огромную и общую проблему всего украинского народа.
Нужно поддерживать женщин, помогать им развивать свои естественные дарования и наклонности, а не способствовать принуждению их превращаться в некий гибрид женщины и мужчины, — подчеркнула она.

Особенности женского творчества
Предстаивтельница Одесской общественной организации «Обьединение творческой интеллигенции «Ассамблея» Анжелика Жукова в своем выступлении рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются женщины искусства в обществе и семье.

Молодые художницы часто не поддерживаемы мужьями, которые не воспринимают жен всерьез. Давление зачастую может быть настолько сильным, что женщина вынуждена проводить презентации своих работ скрытно от родственников. Естественно, об их присутствии и поддержке в волнительный момент открытия выставки и речи быть не может. Не понимает деятельности творческих людей и государство, обозначив в новом налоговом кодексе реализацию результатов своего творчества как предпринимательскую деятельность. Без поддержки семьи и государства творческие женщины буквально поставлены на грань выживания. А ведь каждый человек имеет какой-то дар, заложенный в нем Всевышним, который при благоприятных возможностях его развития может стать благом для всего общества.

Она также выразила надежду на сотрудничество с Исламским культурным центром для совместного проведения мероприятий в поддержку женского творчества.

«Неравное равенство»
Еще одну острую проблему подняла директор Одесской школы-интерната № 1 Елена Стоянова. Когда говорят о роди мужчины или женщины в обществе — постоянно подчеркивают, что их роль одиноакова, потому что каждый из нас явился в этот мир для чего то, с чем то, и очень важно чтобы общество позволило проявить индивидуальность, самостоятельность, яркость и мужчин, и женщин. Однако на практике вместо равноправного партнерства получается нечто совершенно иное: девушка, выйдя замуж, превращается из дамы сердца в некий универсальный станок, который должен делать все: готовить, убирать, стирать, воспитывать детей и следить за их успеваемостью в школе… При этом от обязанности ходить на работу и быть плодотворным сотрудником ее никто не освобождал. Какое же это равенство?

С ней был солидарен имам Одесского Исламского центра шейх Имад Абу-р-Рубб, который восхищается украинскими женщинами, готовыми тащить на себе двойной груз обязанностей, и при этом жалеет их, что им не только приходится это делать — но общество воспринимает это как должное и подобный титанический труд остается без какой-либо оценки вообще.

Елена Сергеевна считает возможность получать образование и реализовать себя в профессиональной сфере очень важной для украинских женщин, однако полагает, что наиболее полно каждая представительница прекрасного пола может себя реализовать именно в семье. Ведь мать, будучи знающей, мудрой, понимающей происходящие вокруг процессы, сможет дать лучшее воспитания детям, которые - суть наше будущее. А максимизировать женскую роль в обществе станет возможным, когда будут решены экономические и социальные проблемы, когда государство сможет освободить женщину от рутинной работы по обеспечению материального выживания семьи — вот тогда женщина сможет наиболее полно реализовать себя в разных сферах жизни, делая свой вклад в общественное благо.

Раз эту поддержку в данный момент не оказывает ни общество, ни государство — общественные организации объединяют свои усилия для более успешной и обширной работы в этой сфере. И прошедший в одесском Исламском культурном центре круглый стол стал не просто возможностью собраться и обменяться опытом своей работы, но и основой прочного и продуктивного сотрудничества для будущего.

Поэтому шейх Имад Абу-р-Рубб поблагодарил всех собравшихся за принятое приглашение и активное участие в обсуждении этих важнейших вопросов, и выразил надежду, что хотя бы часть из них объединенными усилиями все же получится решить.

Собкор

Ссылки по теме:

Международная женская конференция в Киеве: мусульманки уже давно являются активными членами общества

Мусульманские художницы решают проблемы общества с помощью карикатур

Женщина-мусульманка и общественные преобразования: круглый стол в Симферополе

Мусульманки США и Канады успешно занимают видное положение в обществе

Феминистки нашли в исламе равноправие и свободу

Мусульманка стала одной из трех обладательниц Нобелевской премии мира в 2011 году

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.