Согласно результатам социологического исследования, проведенного Центром Разумкова, в Украине уменьшился процент лиц, считающих себя неверующим. В то же время, увеличилось количество тех, кто заявляет о своем равнодушии к религии.
Как отмечается в докладе «Особенности религиозного и церковно-религиозного самоопределения граждан: тенденции 2000-2020 г.г.», представленном на очередном заседании постоянно действующего «круглого стола» «Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений» 25 ноября 2020 года, Центр Разумкова осуществляет постоянный мониторинг церковно-религиозной ситуации в Украине, в частности проводит социологический мониторинг состояния и тенденций развития религиозности украинского общества, уровня общественного доверия к церкви как социальному институту, а также общественного мнения о роли религии и церкви в общественной жизни, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях.
Последнее по времени общенациональное исследование проведено с 1 по 8 октября 2020 года при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине.
Исследование осуществлялось во всех регионах Украины, кроме АР Крым и временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей.
Опрошено 2020 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.
По результатам исследования, в Украине уменьшился процент тех, кто считает себя неверующим: если в 2019 году таких было 5,4%, то в 2020 году — 4,2%.
В 2000 году неверующими себя считали 11,9%, и с тех пор этот процент уменьшался. Однако по сравнению с 2000 и в последующие годы вырос процент тех, кто равнодушен к религии: в 2000 году их было 2,6%, а в 2020 — 7,4%. А доля тех, кто считает себя верующим, увеличилась с 66% в 2019 году до 67,9% в 2020 году. Однако по сравнению с 2000-м годом доля таких людей была 57,8%, а в 2014 году — 76%.
Растет процент тех, кто колеблется между верой и неверием. В 2014 году таких было 7,9%, в 2019 году — 12,2%, в 2020 году — 13%. Однако в 2000 году их было существенно больше — 22,5%.
Процент убежденных атеистов колеблется в пределах статистической погрешности — между 2,5% и 4%.
В ходе опроса в целом по стране свою принадлежность к исламу назвали от 0,7 опрошенных в 2000 году; до 0,5 — в 2020 году, при этом по регионам Украины ответы распределились следующим образом:
центр — с 0,2 в 2000 году до 0,8 в 2018 году; в 2019 году - 0,0; в 2020 году — 0,7;
запад — с 2000 года по 2020 год результаты опроса стабильно демонстрируют 0,0;
восток — 2000 год — 0-4; 2019 — 0,0; 2020 — 0,6
юг — 2000 год — 3,0; 2010 год — 4,9; 2013 год — 4,2; 2020 — 0,8
Еще раз напоминаем, что жители временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма, где исторически проживало подавляющее большинство украинских последователей ислама, по объективным причинам опросом охвачены не были.
В докладе также отмечается, что в последние годы украинское общество определилось в вопросе о целесообразности института военного капелланства в Вооруженных Силах Украины.
В настоящее время на общенациональном уровне реализации проекта поддерживают большинство (64%) граждан, тогда как в 2013 году — лишь 52% опрошенных.
Как отмечают авторы доклада, в течение периода мониторинга большинство граждан высказывали убеждение, что религиозная вера не предполагает обязательной вероисповедной определенности.
Сейчас 65% (в 2000 году — 64%) опрошенных считают, что «человек может быть просто верующим и не исповедовать какую-то конкретную религию». Эта точка зрения отчетливо преобладает во всех регионах, за исключением запада, где большинство (52%) опрошенных поддержали мнение, что «верующий человек должен обязательно исповедовать ту или иную религию», и только 41% допустили возможность «просто верить».
Среди прочего обращает на себя внимание тот факт, что важность воспитания в семье религиозности у детей отметили лишь 14% опрошенных: в перечне из 11 качеств эта опция также неизменно занимает последние места (в диапазоне 9-11, в 2020 году — 10 место).
Среди вопросов затронули и тему ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции: в общем, относительное большинство (45%) граждан уверены, что во время пандемии храмы и молитвенные дома должны функционировать, но с соблюдением всех санитарных правил; 36% опрошенных считают, что храмы и молитвенные дома функционировать не должны, поскольку это опасно; только 12% опрошенных высказались против любых ограничений в функционировании храмов и молитвенных домов. При этом, как отмечают в Центре Разумкова, в Украине для того, чтобы карантин не препятствовали соблюдению принципа свободы совести и реализации потребностей верующих, была организована трансляция религиозных служб в сети Интернет.
Среди прочего, в докладе приводится и статистика негативного отношения к той или иной церкви или вероучения.
Так, к православным в 2020 году негативно относятся 1,9 опрошенных, к протестантам негативно относятся 10,3; к римо-католикам — 3,8; к греко-католикам — 3,5; иудеям — 13,7; к евангелистов и харизматов — 18; к исламу — 16,1 (в 2018 году этот показатель был 18,6); буддизму, индуизму, йоге и т.д. — 10,1.
Поэтому, если верить результатам опроса, больше всего не повезло христианам веры евангельской и харизматам, а к исламу и мусульманам отношение по сравнению с 2018 годом улучшилось.
В общем, отношение граждан к наиболее распространенным в Украине религиям и религиозным течениям остается преимущественно положительным. К менее распространенным и известным — преимущественно равнодушным; негативное отношение к одной из религий или религиозных направлений не преобладает.
Так, положительное отношение к православию показали 76% респондентов, к греко-католицизму — 42% (и такое же количество тех, кто показал безразличное отношение, однако, стоит заметить, что с 2000 года количество тех, кто положительно относится к этой религии, выросло, — тогда оно составляло 31%); к римо-католицизму положительное отношение выразили 37%, безразличное — 45%.
Что касается других религий и религиозных течений большинство опрошенных показали равнодушие, или признали, что не задумывались над этим вопросом или ничего не знают о такой религии.
С информационными материалами, подготовленными Центром Разумкова к очередному заседанию постоянно действующего «круглого стола» «Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений», которое состоялось 25 ноября 2020 года при содействии Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине, можно ознакомиться по ссылке: https://razumkov.org.ua/uploads/article/2020_religiya.pdf .
Справка: «Круглый стол» «Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений», организованный Центром Разумкова совместно с Представительством Фонда Конрада Аденауэра в Украине, действует с 1996 года.
Его постоянными членами являются руководители и представители многочисленных христианских церквей и религиозных организаций Украины.
На заседание приглашаются представители органов государственной власти, общественности, средств массовой информации, экспертного сообщества.
Главными проблемами, которые обсуждаются на заседаниях «круглого стола», являются проблемы совершенствования государственно-конфессиональных отношений и внедрение модели партнерских взаимоотношений между государством и Церковью в Украине.