Обычно на исламоведческих школах внимание акцентируется непосредственно на исламе и последователях этой религии. Неожиданно интересным был несколько другой подход — в исторической ретроспективе посмотреть, как представители арабского мира воспринимали восточных славян и русов, какими они были в глазах тогдашних исламских ученых, исследователей и путешественников.
Мартыняк Ирина, ассистент кафедры востоковедения имени проф. Ярослава Дашкевича Львовского национального университета им. Ивана Франко, во время работы VII Международной молодежной летней школы исламоведения «Ислам и социальное развитие: история и современность» представила доклад «Арабские путешественники IX–XII веков о религиозных верованиях восточных славян и русов».
В частности, в докладе исследовательницы говорится, что самое древнее упоминание в арабских источниках, касающееся религии славян, происходит с середины IX века и значится в труде географа и писателя Ибн Хордадбе под названием «Книга дорог и королевств»:
— В ней говорится о том, — говорит докладчик, — что русские купцы, прибывавшие в середине IX в. в Багдад через Каспийское море и северную Персию, считали себя христианами. Это настолько интересная информация, что дата, которую подали информаторы Ибн Хордадбе, опережает на полтора века официальное крещение Руси во времена Владимира Великого.
Однако не все так просто. Купцы-язычники вводили в заблуждение арабских таможенников, называя себя христианами: тем самым они стремились получить более благоприятные условия для осуществления торговых операций на территории Арабского халифата. Объем пошлины, установленный в этой стране для христиан, был значительно меньше по сравнению с той пошлиной, которая взималась у язычников. Поэтому это сообщение отнюдь не является свидетельством наличия в среде русов христиан за полтора века до крещения Руси.
Есть другие сообщения арабских путешественников, которые указывают на то, что христианизация русов состоялась на несколько лет раньше — перед 988 годом. Согласно с природоведческим трактатом «Обычаи животных» аль-Марвази, русы якобы должны были принять христианство около 300 года мусульманской эры (912 (913) года н. э.), а затем при правлении Владимира Великого должны были принять от хорезмийцев ислам.
Следующий арабский писатель, интересовавшийся славянами — аль-Джахиз. Среди сведений, которые он подал о славянах, особой есть информация, записанная в его «Книге животных» — об ужах, которые высасывают молоко коров.
Арабский географ Ибн аль-Факих аль-Гамадани в своей работе «Книга краев» дважды упоминал о признании славянами христианства. Сначала он писал, что славяне носят кресты, а позже также подал информацию, что славяне, проживающие в Византийской империи, признают ортодоксальное христианство.
Большинство арабских авторов определяют, что славяне поклоняются огню и астральным божествам. Ибн Рустэ утверждает, что славяне являются язычниками. По этому случаю он описывает торжества в культовом характере, связанные с жатвой, во время которых славяне в специальных молитвах обращаются к Богу, который проживает на небе.
Следующим по хронологической последовательности автором, который нам передал информацию о религиозных верованиях древних славян, является арабский путешественник Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнати. Абу Хамид утверждал, что славяне (правдоподобно — русы) являются христианами, которые признают несторианство. Так ошибочно этот путешественник оценивал ортодоксальное христианство, в ритуалах которого есть много сходных черт, чуждых католицизму. Абу Хамид столкнулся с конфликтом католиков с сектантами еще на территории хорошо известного ему Хорасана, где были представлены как меликиты, так и несториане. Оказавшись на Руси, Абу Хамид не мог не заметить враждебных настроений местных православных относительно католицизма. Узнав о враждебном отношении православной церкви к католической, он решил, что славяне — несториане, потому что отступили от католической церкви, так же как и аль-Масъуди решил, что они якобиты. Рассказывая, что славяне частично христиане-якобиты, частично — христиане-несториане, а часть из них вообще не имеет веры, аль-Казвини добавил, что среди них есть также огнепоклонники.
В своей работе «Антология чудес Магриба», которая сохранилась в единственной рукописи, Абу Хамид писал также об определенном народе, который живет над большой рекой, в которой много бобров. У этого народа существовал обычай утопления волшебниц в реке, которым завязывали руки и ноги. Те, которые выплывали, считались волшебницами, а которые шли на дно — невиновными. Эту информацию передал в своей работе арабский космограф аль-Казвини.
Относительно много о верованиях и культе русов (в этом случае восточных славян), смешанных с элементами скандинавскими и финскими, писал Ибн Фадлан. Его труд содержит интересные данные о религиозных верованиях и о культовых обрядах русских купцов, которых Ибн Фадлан встречал в местностях, где Кама впадает в Волгу. С рассказа о русах узнаем, что там было определенное место религиозного культа языческих русов, которое посещали с торговой целью русские купцы.
Во время своего пребывания на берегах Волги Ибн Фадлан был свидетелем погребальных торжеств определенного знатного руса, которые описал подробно. Интересен диалог, который подает арабский автор:
«Был около меня один человек из русов. Я услышал, что он разговаривает с переводчиком, который был со мной. Я спросил его о том, что он говорил, а переводчик сказал: «он говорит так: Вы, арабы, глупые… Вы берете самого дорогого для вас человека и бросаете его в землю, где его съедает земля, насекомые и черви. А мы его в момент сжигаем и так он попадает в рай в тот же момент».
Среди новых оригинальных сведений о славянах, которые нам дает аль-Масъуди, находим лишь фрагментарные данные, касающиеся религиозных верований древних славян. Аль-Масъуди также подал описание языческих славянских святынь, которое, к сожалению, полно фантастических деталей.
Определенную информацию о религиозных верованиях славян подают также арабские авторы, творившие в XIII веке, но их труды содержат очень мало оригинальных сведений. В основном они опираются на старые источники, происходящие из прошлых веков», — говорится в докладе Ирины Мартыняк.
Полностью доклад Ирины Мартыняк, как и доклады других участников VII Международной молодежной летней школы исламоведения, будет обнародован в очередном выпуске альманаха «Аль-Калям».
Напомним, VII Международная молодежная летняя школа исламоведения начала свою работу 1 июля в помещении Исламского культурного центра столицы.