История Древней Руси, являющаяся частью истории Украины, тесно связана с исламским миром, благодаря экономическим, культурным и религиозным контактам. Начиная с VII века, периода возникновения и подъема Арабского халифата, земли Украины находились под непосредственным влиянием мусульман. О многих событиях нашей истории стало известно только благодаря мусульманским историкам и географам, выходцам из арабских государств.
Выдающийся историк и исламовед И. Крачковский писал: «Надо признать, что географическая литература арабов представляет очень большой интерес. Богатая и разнообразная, то научная, то популярная, и техническая, и легендарная, занимательная и поучительная, она дает такой комплекс материала, для которого в эту эпоху нельзя найти ничего подобного. Она делает честь дарованиям, храбрости и энергии людей, которым обязана своим существованием».
В IX веке в арабской историко-географической литературе возникает жанр аль-масалик ва ль-мамалик («пути и царства»). Создателем этого жанра был Абуль-Аббас Ахмад ибн Исхак аль-Аббаси, более известный по своему прозвищу — Аль-Якуби. Он автор ряда ценных работ по истории и географии мусульманского мира и окружающих стран. До нашего времени дошли два наиболее значительных труда Аль-Якуби: «Китаб аль-бульдан» («Книга стран») и «Тарих» («История»).
О самом историке известно не так много: он родился в Багдаде, столице Арабского халифата, в семье крупного чиновника, вероятно, в 840-х годах. Находился на государственной службе. Известно, что Аль-Якуби много путешествовал по мусульманским странам, бывал также в Индии. Можно предположить, что он получил хорошее образование. В сфере его интересов были история и география. В работах Аль-Якуби несколько раз упоминаются «русы» и «славяне», вместе с тем очевидно, что автор, не бывавший на территории Древней Руси, не очень хорошо ориентировался в географии Восточной Европы, довольствуясь пересказами письменных источников.
Одним из наиболее авторитетных мусульманских ученых, писавших о землях, ставших впоследствии колыбелью современной Украины, был выдающийся богослов и историк Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ат-Табари. Ат-Табари известен как автор тафсира Корана и монументального исторического труда «История пророков и царей».
Он родился в 839 году в городе Амуле, в персидской провинции Табаристан. Ат-Табари получил блестящее образование, в семь лет он знал наизусть Коран, а в девять стал изучать сунну пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Известно, что ради качественного образования он с юных лет много путешествовал. С этой целью он посетил Багдад, где его учителем был Абдуллах ибн Хумайд ар-Рази, а также Бейрут, Хомс, Каир, Басру. Как и многие другие исламские ученые раннего средневековья, Ат-Табари обладал разносторонними знаниями в области медицины, хорошо разбирался в математике, литературе и арабской грамматике.
Будучи уроженцем Табаристана, Ат-Табари, прекрасно знал историю своего родного края и соседних государств. Он был одним из немногих авторов, который описал ход арабско-хазарских войн. В его работах, в частности, встречаются упоминания о славянах — предках украинского народа. Ат-Табари — единственный историк, сообщающий о самом первом походе арабской армии против Хазарии, совершенном в 642–643 году под командованием Абд ар-Рахмана ибн Раби. В этой же работе впервые в мировой историографии он пишет и о «русах», которых несложно отождествить с коренными жителями Руси:
«В Баб аль-Абвабе находился тогда царь по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману (Абд ар-Рахману ибн Раби) обратно (на встречу), заключил мир с тем, чтоб не платить дани (арабам) и сказал: „Я нахожусь между двумя врагами, один — хазаре, а другой — русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали“. Абдуррахман ответил: „Надо мною есть высший повелитель, я его извещу“. И он послал Шахриара с одним из своих к Сурраке, который сказал: „Извещу об этом Умара“ (халифа). Когда Умар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью. И обычай этот был введен во всех дербендах, что они не платят ни подати, ни дани для того, чтоб они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман».
Из этого отрывка видно, что уже в VII веке русы являлись грозным противником, с которым приходилось считаться даже великому Арабскому халифату. В другом месте своего сочинения «История пророков и царей» Ат-Табари пишет о походе полководца Марвана ибн Мухаммада против хазар в 737 году:
«Гимаш (халиф Хишам ибн Абд аль-Малик (691–743). — А. С.) послал кого-то и отозвал его и прислал Марвана, который отправился из Сирии с 120 тыс. человек в Армению, пришел на место лагеря, называемого Кисаль, близ Бардаи, начал воевать с царями Армении, подчинил их себе и завоевал всю землю Армении. Затем написал он приказ к тем войскам, которые были в Баб аль-Абвабе, чтоб они пришли к нему. Затем Марван велел созвать войско, взял его и пришел в ущелье, называемое Баб аль-Аллан, все убивая, пока не пришел он в Самандар, который есть один из хазарских городов. Также войско из Баб аль-Абваба пришло с человеком по имени Асид аль-Лям, и у Марвана дополнилось войско до 150 тыс. С этим войском следовал он до города Самандара, где живет царь хазарский. Хакан бежал, и Марван отправился дальше, оставив город позади себя; расположился лагерем при Славянской реке, напал на жилища неверных, убил их всех и разрушил 20 тыс. домов».
Наиболее подробно ход арабско-хазарских войн отражен в работе другого мусульманского историка — Ибн Асама аль-Куфи, автора сочинения «Китаб аль-футух» («Книга завоеваний»). О самом историке нам известно крайне мало. Аль-Куфи родился в Ираке, в городе Эль-Куфа, являвшимся важнейшим религиозным и политическим центром в период ранней истории Ислама. Год рождения Аль-Куфи неизвестен, известен лишь год его смерти — 926-й.
В «Книге завоеваний» имеется ряд важнейших данных о событиях, связанных с землями Украины и походом Марвана ибн Мухаммада. Аль-Куфи сообщает не только о завоевании мусульманами Хазарии, о чем пишут и другие историки, но и о том, что арабы проникли в земли, «расположенные за Хазарией», упоминая при этом в первую очередь славян (сакалиба):
«Марвану и мусульманам в стране хазар сопутствовал успех, и они достигли даже земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на славян (сакалиба) и на другие соседние племена безбожников и захватили из них 20 тыс. семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до Реки славян (Нахр ас-сакалиба)».
О «Реке славян» уже не одно десятилетие дискутируют ученые многих стран. Совершенно очевидно, что наиболее подходящими «кандидатами» являются: Дон, Северский Донец и Днепр. Именно за Доном был основной ареал, где жило достаточно многочисленное славянское население. Именно эти земли стали объектом атаки мусульманской армии Марвана ибн Мухаммада.
Александр Степанченко