28 сентября 2011 г. в помещении Исламского общественного культурного центра г. Киева состоялось знаменательное событие был проведен научный коллоквиум «Основные течения исламского мира на фоне революций в арабских странах». Это мероприятие совместно организовали две общественные организации, которые уже на протяжении продолжительного времени плодотворно сотрудничают вместе с ВАОО «Альраид» и ВОО «Украинский центр исламоведения».
Большое внимание присутствующих к докладам, зачитанным на коллоквиуме «Братья-мусульмане в современном политическом процессе Египта и Ближневосточного региона» и «Продолжение аналитического цикла о течениях в исламском мире», и горячая дискуссия вокруг главных вопросов обеих докладов убедительно засвидетельствовали важность и своевременность поднятой проблемы.
Оказывается, что, несмотря на интенсивный поток информации относительно хода революционного обновления Ближневосточного региона, который получил название «Арабская весна», в украинском обществе наблюдается большой спрос на качественную и достоверную аналитику относительно современных событий на Ближнем и Среднем Востоке.
Докладчики ведущий научный сотрудник отдела Азии и Африки Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент ВОО «Украинский центр исламоведения» Вячеслав Швед и магистр шариатских наук Сейран Арифов осветили широкий круг наиболее злободневных вопросов указанной темы.
В центре внимания доклада Вячеслава Шведа был ряд таких взаимосвязанных вопросов как цивилизационная сущность «Арабской весны», соотношение объективных факторов и субъективного фактора в этих революциях, процессы выделения нескольких партийных платформ на базе Ассоциации Братьев-мусульман в Египте, особенности современной политической тактики как политического крыла Братьев-мусульман в дальнейшем развитии Египта и всего Ближневосточного региона.
Упор был сделан на необходимости осмысления цивилизационного содержания «Арабской весны». По мнению известного специалиста, «он состоит в восстановлении исламской идентичности Арабского мира, его цивилизационного кода, возвращении к своим историческим корням, представлению о себе и своем месте в развитии мировой цивилизации. Но это не просто механическое возвращение, а восстановление качественно нового цивилизационного проекта XXІ века на основе главных принципов и ценностей Ислама справедливости, прав личности, обеспечения прав меньшинств, толерантности и т.п.».
Подчеркивалось, что формирование на основе Ассоциации Братьев-мусульман нескольких политических проектов разрешает охватить широкий спектр политически активных групп населения, прежде всего, молодежи, интеллигенции, средних слоев. Политической тактике Братьев-мусульман присущи такие особенности как благоразумие, рассудительность, умеренное наращивание своих политических амбиций, старание обеспечить баланс интересов разных политических партий Египта.
О росте авторитета и влияния Братьев-мусульман красноречиво свидетельствует факт налаживания официальных связей между Братьями-мусульманами и администрацией Президента США Барака Обамы, а позже и российских организационных структур. Сделан вывод о необходимости налаживания таких связей между Украиной и Ассоциацией, что позволит Украинскому государству эффективнее реализовать свои национальные интересы в Египте.
Доклад Сейрана Арифова посвящался анализу генезиса Ассоциации с начала ее создания до настоящего времени. На основе широкого круга источников, в том числе и арабских, молодой перспективный крымский специалист по коранистике и шариатским наукам обрисовал историческую обстановку 20-х годов прошлого века, когда была образована Ассоциация, основные вехи ее истории, формы и методы деятельности.
Присутствующие единогласно отметили необходимость скорейшей публикации материалов коллоквиума, доведения их к широкой массе. Также была отмечена необходимость проведения такого коллоквиума в ряде высших учебных заведений и для некоторых категорий государственных служащих.
Итак, коллоквиум положил начало новому направлению работы обеих общественных структур в направлении широкого разъяснения сути и перспектив «Арабской весны», роли ее ведущих политических игроков.
Напомним, что это не первый коллоквиум в стенах Исламского культурного центра г. Киева. В 2007 году здесь проходил коллоквиум об истинном понимании Джихада, а в конце 2008 года в рамках коллоквиума обсудили современные исламские идеологии.
Собкор.
Ссылки по теме:
Украинские ученые обсудили феномен «Арабской весны»