Профессор Международного исламского университета из Малайзии провел онлайн-лекцию для слушателей Украинской летней школы исламоведения

Профессор Международного исламского университета из Малайзии провел онлайн-лекцию для слушателей Украинской летней школы исламоведения
Профессор Международного исламского университета из Малайзии провел онлайн-лекцию для слушателей Украинской летней школы исламоведения
15.06.2020
Оцените статью: 
(122 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Украинский Центр исламоведческих исследований в сотрудничестве с Международным институтом исламской мысли (IIIT) в июне текущего года проводит для участников Украинской летней школы исламоведения ряд академических онлайн-лекций, посвященных актуальным вопросам развития исламоведения.

Каждая из лекций продлится около часа. Аудитория, которая будет приобщаться к прослушиванию через программу Zoom, сможет напрямую общаться со спикером.

Первая лекция «Преподавание арабской литературы как зарубежной» состоялась 12 июня 2020 года. Ее провел профессор Мунджид Бахджат (Международный исламский университет, Малайзия) на арабском языке с русским переводом.

Во время лекции профессор Мунджид Мустафа Бахджат говорил об особенностях арабской литературы, разнице методологического подхода в ее преподавании арабоязычным и неарабоязычным студентам (в частности тем, кто изучает арабский язык и приобретает знания и с арабской литературы), а также о проблемах и вызовах, стоящих перед этой дисциплиной в условиях глобализации.

Также речь шла о литературе как общем культурном явлении для всех времен и всех народов, взаимовлиянии литературного языка и языка повседневного общения. В этом контексте профессор процитировал высказывания известных писателей и мыслителей разных эпох и народов о влиянии литературы не только на развитие речи, но и на утверждение в обществе определенных морально-этических принципов.

Что касается арабского языка и арабской литературы, то профессор Мунджид Мустафа Бахджат отметил, что арабский является чрезвычайно значимым и «вечным» языком, поскольку именно он является языком Откровения, языком Корана. К тому же ему присущи особенности, которые отсутствуют в других языках.

Также лектор отметил, что арабская литература как культурное явление должна развиваться, а также требует изучения. Господин Бахджат напомнил, что об этом шла речь на Первой Международной конференции по исламскому образованию, состоявшейся в 1977 году в Мекке.

Тогда же были разработаны рекомендации по развитию всех ответвлений арабского языка и литературы, а также прозвучал призыв для всех стран арабского мира ввести в образовательных учреждениях преподавание только на арабском.

Во время лекции аудитория узнала о культурной концепции арабской литературы, которая должна аккумулировать и доносить до читателя ценности и приоритеты, которые исламское общество выработало за историю своего существования, давая мощный толчок всему человечеству к развитию духовной, нравственной, практической и административной сфер.

Интересным было сравнение взаимосвязи культуры и образования. Профессор сравнил первую с человеческим телом, а вторую — с умом, что вместе дает полноценную личность. Поэтому литература, которая сочетает в себе и культурную, и просветительскую, и образовательную составляющую, является необходимым условием развития общества. При этом литературное произведение должно опираться на четыре принципа: достойный смысл с точки зрения морали, мышления и творчества; чувство богобоязненности; уважительное и вежливое произношение; благородная цель.

Говоря об организации учебного процесса для арабоязычных и неарабоязычных студентов, профессор Мунджид Мустафа Бахджат вновь привел несколько решений Первой Международной конференции по исламскому образованию, среди которых в частности было решение о создании арабской (исламской) школы литературной критики со своими критериям правильного оценивания литературных произведений, которая должна базироваться именно на исламском образе мышления.

Также было упомянуто о том, что своим решением эта Конференция побудила мусульман изучать законы и право, а также развивать исламское культурное восприятие, способствующие формированию способности различать правильную (которая совершенствует человека) и неправильную (которая вредит человеку) литературу. Роль преподавателей образовательных учреждений, в том числе преподавателей литературы, по мнению экспертов-участников конференции, состоит в том, что они должны сосредоточиться на воспитательном аспекте преподавания.

Подробнее — в записи.

После лекции слушатели имели возможность задать вопросы профессору и получить подробные ответы.

Д-р Мунджид Мустафа Бахджат — профессор Международного исламского университета Малайзии (IIUM), который специализируется на арабской литературе и литературной критике. Уроженец Киркука (Ирак). В 1968 году получил степень бакалавра в Багдадском университете. В 1973 году окончил магистратуру в Университете Аль-Азхар (Каир). В 1982 году получил степень доктора философии в Университете Аль-Азхар (Каир), а также диплом в области гуманитарных наук Международного исламского университета Малайзии в 2000 году. Является автором 20 книг и более 60 научных статей в международных изданиях; участник более 40 международных научных конференций.

Под руководством д-ра Мунджида Мустафы Бахджата защищены 80 дипломных работ и диссертаций. Он — составитель учебных планов в четырех университетах Юго-Восточной Азии. Д-р Мунджид Мустафа Бахджат — член редколлегий 6 международных журналов в Великобритании, Нигерии, Тунисе, Ираке, Бахрейне и Малайзии. Имеет несколько наград и почетных званий.

13 июня 2020 года в 16:00 состоялась лекция «Исламская модель человеческих потребностей: заменяя иерархию Маслоу» (проф. Давудаль-Хидаби).

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.