С началом оккупации Российской Федерацией территории Донбасса и Крыма перед Украиной встал вопрос выплаты пенсий и материальной помощи лицам, проживающим на оккупированных территориях, а также внутренне перемещенным лицам.
8 июня 2016 года КМУ принял ряд нормативных актов, которые сделали невозможным получение пенсий и материальной помощи ВПЛ, если такое лицо не прошло проверку. Ее суть заключается в том, что представители органов социальной защиты приходят к переселенцам домой и составляют акт о наличии их по зарегистрированному месту пребывания. При отсутствии переселенца по месту зарегистрированного пребывания ВПЛ лишается права на получение пенсии и материальной помощи.
Приведенные нормативные акты фактически запретили передвижение переселенцев по Украине, прикрепили их к месту своего нахождения и сделали невозможным выезд за границу.
В связи с этим представители Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан, который является членом Украинского Хельсинского союза по правам человека, подали в суд иск от имени ВПЛ, пенсионера, председателя Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николая Козырева о признании незаконными положений постановления КМУ, которое обязывает проводить проверки ВПЛ. Представлял интересы истца адвокат Евгений Чекарёв.
Истец просил суд признать незаконными и не соответствующими правовому акту высшей юридической силы:
— порядок осуществления контроля над проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденный Постановлением КМУ от 8 июня 2016 № 365;
— п. п. 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденного Постановлением КМУ от 8 июня 2016 № 365;
— абз. 10 п. 1 Постановления КМУ Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам от 5 ноября 2014 № 637.
Окружной административный суд г. Киева своим постановлением от 26 июня 2017 года удовлетворил иск и отменил нормативные акты КМУ, обязывающие ВПЛ проходить проверки. Однако КМУ подал апелляционную жалобу на вышеуказанное решение.
Своим постановлением от 4 июля 2018 года Киевский апелляционный административный суд оставил апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции — без изменений. Решение апелляционного суда вступило в законную силу.
С учетом требований ч. 2 ст. 19 Конституции Украины это означает, что ни органы социальной защиты населения, ни другие органы местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года, не имеют права проводить проверки переселенцев.