В воскресенье, 7 марта, в Швейцарии начался референдум о запрете носить в общественных местах одежду, закрывающую лицо. Всенародное голосование стало возможным после того, как инициатива собрала более 100 тысяч подписей. Речь идет как о традиционной женской одежде некоторых мусульманских стран, никабе и парандже (бурке), так и о «балаклавах» и других элементах одежды, которые подчас носят футбольные фанаты или представители радикальных группировок. Впрочем, сторонники инициативы не скрывают, что главная цель изменений в законодательстве — именно борьба с тем, что они называют засильем Ислама.
Официальные результаты воскресного референдума показали, что «за» проголосовали 51,2% граждан, а против — 48,8%. Инициатором референдума была правая Швейцарская народная партия (SVP), которая вела агитацию под лозунгами вроде «Остановим экстремизм».
Как сообщает BBC, ведущая швейцарская исламская организация заявила, что для мусульман это «черный день».
«Сегодняшнее решение открывает старые раны, еще больше расширяет принцип правового неравенства и направляет четкий сигнал об отторжении мусульманского меньшинства», — сказано в заявлении Центрального совета мусульман, который также добавляет, что будет обжаловать это решение в суде.
Сания Амети, представитель швейцарской мусульманской общины, заявила BBC, что сама кампания и изображения мусульманских женщин на плакатах огорчают:
«Так много мусульман в Швейцарии будут чувствовать себя оскорбленными и не частью общества <...>, где им не место. Мы не похожи на этих женщин на снимках, просто не похожи».
Однако другие члены мусульманской общины поддержали запрет. Так, имам Мустафа Мемети из города Берн заявил BBC, что мотивация кампании была, «вероятно, исламофобской». Но он сказал, что в любом случае поддерживает запрет, поскольку это может помочь эмансипации мусульманских женщин в Швейцарии.
Накануне голосования Вальтер Вобманн, председатель комитета по референдуму и депутат от SVP, назвал закрытое лицо у мусульманок «символом крайнего политического Ислама, который приобретает все большую популярность в Европе и которому не место в Швейцарии».
«У нас в Швейцарии есть традиция показывать свое лицо — это признак наших основных свобод», — сказал он.
Правительство Швейцарии было против этого запрета, заявляя, что государство не должно диктовать, что должны одевать женщины.
Согласно исследованию университета Люцерны, почти никто в Швейцарии не носит бурку, и всего около 30 женщин носят никаб. Около 5% из более чем 8-миллионного населения Швейцарии являются мусульманами, происходящими в основном из Турции, Боснии и Косово.
Швейцарцы имеют право непосредственно выражать свое мнение по поводу государственных вопросов, благодаря системе прямой демократии в стране. Их регулярно приглашают голосовать на национальных или региональных референдумах.
Инициатива, по которой голосовали на воскресном референдуме, прямо не упоминала об Исламе, а также имела целью запретить участникам уличных протестов носить маски. Однако голосование многие называли «запретом бурки».
Это предложение выдвинули еще перед объявлением пандемии, из-за которой все взрослые швейцарцы вынуждены носить маски во многих местах.
По мнению аналитика BBC News Анализ Имоджен Фоулкс, голосования не обязательно свидетельствует, что швейцарцы стали большими исламофобами:
«Касалось ли сегодняшнее голосование только одежды, закрывающей лицо, в том числе паранджи, никабов и платков, которые иногда натягивают на голову участники массовых беспорядков?
Именно так утверждают сторонники принятия закона из Швейцарской народной партии. Впрочем, их агитационные материалы позволяли сделать совсем другой вывод: в них фигурировали предупреждения об исламском экстремизме на фоне угрожающего вида женщин в черных никабах. Но означает ли результат голосования, что жители Швейцарии становятся более радикальными в своих взглядах на Ислам? Можно ли их назвать исламофобами? По всей вероятности, нет. Не будем забывать, что запрет был одобрен только с небольшим перевесом. И в прошлом Швейцарская народная партия получала намного более внушительную поддержку своих инициатив, часто направленных на ограничение иммиграции и предоставления убежища. В 2009 году партии уже удалось добиться запрета на строительства минаретов. Но вопрос об одежде, закрывающей лицо, вовсе не такой однозначный. Многие швейцарские феминистки считают никаб и паранджу средством угнетения женщин, но также выступают против законов, которые регламентируют, какая одежда им позволена или запрещена. В ходе этого референдума мнения разделились. Нередко в ответ на вопрос, как они будут голосовать, от местных жителей можно было услышать „Jein“ — нечто среднее между „ja“ (да) и „nein“ (нет). Результатом сегодняшнего голосования стало именно такое „jein“».
Между тем «Голос Ислама» уточняет, что закрывать лицо будет и в дальнейшем разрешено в местах молитв и в случае «местных обычаев». Маски для лица тоже не будут запрещены новым законом, поэтому мусульманки, предпочитающие закрывать лицо, могут использовать для этого медицинские защитные маски.