В Исламском культурном центре г. Киева 14 ноября 2020 года начался ХХІ Всеукраинский конкурс знатоков Корана, организованный Украинской ассоциацией по изучению Священного Корана, Всеукраинской Ассоциацией «Альраид» и Духовным управлением мусульман Украины «Умма».
Мастерство чтецов, знание текста, соответствие декламации правилам таджвида, понимание значения аятов и готовность обучать Корану других оценивает авторитетное жюри во главе с хафизом Корана шейхом Хайдером аль-Хаджем.
Также в жюри — один из первых выпускников Высшего медресе хафизов Корана, один из первых украинских хафизов, имам мечети Исламского культурного центра «Вера» г. Запорожье, заместитель муфтия ДУМУ «Умма» шейх Мухаммад Мамутов и глава Украинского центра по фетвам и исследованиям, директор Исламского культурного центра г. Харьков шейх Шади Отман.
По условиям конкурса, к участию допускались желающие без ограничения пола и возраста, как граждане Украины, так и иностранцы, легально находящиеся в нашей стране.
Желающих принять участие в состязании чтецов в этом году было очень много, но, как рассказал нашему корреспонденту директор Исламского культурного центра г. Киева д-р Исмаил Кады, из-за противоэпидемических ограничений организаторы были вынуждены приостановить регистрацию, когда количество участников достигло 90 человек, а регламент и порядок выступлений соревнующихся был выстроен таким образом, чтобы обеспечить социальную дистанцию и минимизировать количество одновременно пребывающих в помещении участников. Также было сокращено число зрителей-болельщиков.
Из года в год растет количество участвующих в конкурсе детей и подростков — и юные мусульмане продемонстрировали не только ответственное отношение к состязанию чтецов, но и стремление выступить как можно лучше.
С самого раннего утра, задолго до назначенного времени, стали собираться самые младшие конкурсанты, обеспечив себе возможность еще и еще раз проверить свою память, сравнить с текстом Корана…
Понятно волнение юных конкурсантов, но это волнение — радостное.
Детей и подростков поддерживает и вдохновляет их вера и понимание сути происходящего. Немаловажно, что моральную поддержку оказывают их учителя Корана и таджвида.
Перед началом состязаний нашему корреспонденту удалось пообщаться с одним из наставников — преподавателем гимназии «Наше майбутнє» Эль-Кафарни Салимом, двенадцать учеников которого принимают участие в конкурсе.
«В течение предыдущего месяца мы усиленно готовились к конкурсу, — рассказывает преподаватель. — Мы практически каждый день тестировали, экзаменовали ребят и старались даже в выходные подготовиться, повторяя Коран. И, ИншаАллах, сегодня мы покажем хорошие результаты».
Как говорит устаз Эль-Кафарни Салим, дети усиленно готовились, а к конкурсу допустили тех, кто уверенно может прочесть наизусть от двух джузов.
«Участие в конкурсе позволит детям и подросткам почувствовать атмосферу состязания, поможет преодолеть страх, — отмечает устаз. — Дети, которые участвуют в первый раз, всегда переживают, волнуются, что-то может не получиться, но опыт преодоления этого волнения, даже если они не получат какую-либо награду от жюри, — бесценный на последующие года».
По словам Эль-Кафарни Салима, подростки более осознанно подходят к изучению Священного Писания, и их мотивация к этому практически ничем не отличается от мотивации взрослых (запоминать Коран и передавать знания другим ради довольства Всевышнего). Что касается маленьких детей и младших школьников, то при обучении педагоги используют два подхода.
«У нас есть две мотивации — материальная и духовная, — отмечает устаз. — Для детей больше подходит материальное, чтобы дальше у них была мотивация. А духовное — мы разъясняем, что изучение Корана уже является наградой для них. Это благо для них и их родителей и на будущее, потому что они и дальше будут продолжать изучать Коран, потому что это — слова Аллаха».
Эль-Кафарни Салим также рассказал, что во время уроков детям объясняют сущность Корана и его значение в жизни мусульманина.
По словам устаза, детей приучают к изучению Корана.
Перед конкурсом был проведен экзамен для учеников гимназии, которые выявили желание участвовать в соревновании, по результатом которого были отобраны ученики, правильно ответившие на более 80 процентов вопросов. Всех, у кого результаты ниже, пока что не допустили к Всеукраинскому конкурсу.
Как объяснил преподаватель, при оценке знания детьми и подростками Корана оценивалось не только то, насколько правильно они запомнили священные тексты, насколько правильно озвучили аяты, но и то, насколько они понимают смысл переданного в ниспосланном.
«Мы оцениваем не только память, а и уровень понимания аятов, способность установить связи между аятами», — уточняет преподаватель.
Самым сложным для учеников в процессе обучения, по словам Эль-Кафарни Салама, является не просто изучение арабского языка, а овладение правильной декламацией священных текстов. Поэтому в гимназии существует программа из нескольких уровней.
Первый уровень — изучение арабских букв, следующий уровень — соединение в предложение коранических текстов. Потом — овладение правильным чтением Корана. Следующий — заучивание наизусть, и наконец — чтение по памяти.
Как рассказывает устаз, дети достаточно осознанно подходят к традиции заучивания и устной передачи Корана.
«Мы стараемся сформировать понимание этого у детей, — уточняет преподаватель. — Кроме уроков, существуют кружки, собрания, на которых мы рассказываем детям, как появилась эта традиция и для чего она существует. Дети хорошо знают аят: «Лучший из вас — тот, кто изучает Коран и обучает других», что является одной из духовных мотиваций».
Как рассказал Эль-Кафарни Салим, его ученики уже не первый год принимают участие во Всеукраинском конкурсе чтецов Корана, и уже можно заметить определенный рост и совершенствование знаний и умений.
Будем надеяться, что при оглашении имен победителей конкурса мы услышим и имена учеников этого наставника.