Украинский центр фатв и исследований — о мерах безопасности при погребении умерших от COVID-19 мусульман

©️ ZTB
©️ ZTB
09.04.2020
Оцените статью: 
(90 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

В связи с ростом количества летальных случаев, связанных с коронавирусным заболеванием COVID-19, Министерство здравоохранения Украины рекомендует временно соблюдать следующие ограничения в ходе ритуальных обрядов и похорон умерших, у которых подозревали или диагностировали коронавирус. 

В обнародованном на официальном сайте Минздрава документе, Постановлении №4 от 27.03.2020 р., сказано, что тела умерших должны быть обработаны дезинфицирующим раствором и помещены в непроницаемый герметичный пакет-мешок; захоронение или кремация тела должны осуществляться в плотно закрытом гробу; тело покойника подвергается вскрытию (об этом говорится в пункте 8 Временной рекомендации — приложения к постановлению, где подробно расписан порядок транспортировки тела в патологоанатомическое отделение или морг для аутопсии). 

Также Постановление регламентирует количество участников обрядов перед погребением: в случае крайней необходимости возможно участие не более 10 человек при условии одновременного пребывания в помещении (из расчета не более 1 человека на 10 квадратных метров на расстоянии между присутствующими в 1,5 метра), а любые контакты с телом умершего запрещаются, так как существует прямая угроза инфицирования.

Таким образом, тело умершего подвергается патологоанатомическому вскрытию, омовение тела покойника должно осуществляться санитарами морга или патолого-анатомического отделения, а не единоверцами с соблюдением всех религиозных предписаний. И хотя позволено предание тела умершего земле, а не только кремация, возникает вопрос: что делать с требованием хоронить покойника в закрытом гробу?

На эти важные вопросы отвечает Постановление Украинского центра фатв и исследований, принятое  6 шаабана 1441 по хиджре (30 марта 2020 года). Собрание 14 постоянных членов под руководством главы центра шейха Шади Отмана рассмотрело ряд вопросов, в частности следующие:

«...При наличии мусульманина, умершего от коронавируса, необходимо соблюдать максимальные меры безопасности при подготовке тела к погребению, а также соблюдать норм и требований государственных органов Украины. Если государственные нормы, введенные для предотвращения распространения вируса, запрещают совершать омовение тела умершего, то разрешается сделать таяммум над телом умершего. Если государственные нормы запрещают касаться тела умершего, то разрешается не делать ни омовение водой, ни таяммум, однако рекомендуется обратиться к государственным сотрудникам, ответственным за подготовку тела к погребению, [с просьбой] завернуть тело умершего мусульманина в кафан. Если и это невозможно выполнить, то разрешается хоронить умершего мусульманина в том состоянии, которое предусмотрено государственными нормами», — говорится в пункте 7 Постановления. 

В 8 и 9 пунктах Постановления Украинского центра фатв и исследований говорится о мерах безопасности во ходе погребения:

«8. При погребении мусульманина, умершего от коронавируса, нужно соблюдать максимальные меры безопасности, а также нормы и требования, принятые государственными органами Украины. Если государственные органы требуют захоронения тел умерших в специальных пакетах, в гробу или в других средствах безопасности, то разрешается похоронить мусульманина в соответствующих средствах безопасности. Разрешается, соблюдая максимальные меры безопасности, читать джаназа-намаз в больнице, у морга, неподалеку от кладбища, но обязательно на чистом, с точки зрения шариата, пространстве. Если это невозможно без риска для жизни и здоровья имама или другого лица, совершающего джаназа-намаз, то разрешается прочесть салят аль-гаиб (джаназа-намаз по отсутствующему человеку). Рекомендуется не собирать людей для совершения джаназа-намаза по умершему от коронавируса и не приносить тело умершего в мечеть или домой.

9. Мусульманам Украины рекомендуется выполнить все условия карантина, введенного государством, и не подвергать себя и близких риску заразиться, заболеть и умереть, поскольку Всевышний Аллах сказал: „И не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милосердный к вам!“ (4:29)».

Обращаем внимание, что на днях на официальном сайте ДУМУ «Умма» был также размещен ответ на вопрос о том, каков хукм по омовения и облачения в кафан тела человека, умершего от коронавируса, если существует опасение, что инфекция может перейти на того, кто омывает покойника. В ответе цитируется шейх Али аль-Карадаги — генеральный секретарь Международного союза исламских ученых, который, в частности, приводит соответствующие хадисы и заявляет: «Если все так, как вы говорите, то похороните его как есть, потому что он — шахид» (подробно — на сайте ДУМУ «Умма». — Ред.).

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.