В конференцзале Исламского культурного центра Киева 17 января состоялось первое в этом году заседание Всеукраинского совета религиозных объединений (ВСРО). Подводились итоги работы за прошлый год, обсуждались планы; согласно уставу, ограничивающему срок полномочий главы одним годом, переизбирался глава Совета, а также рассматривались заявления от религиозных организаций, выразивших желание стать новыми членами объединения.
В прошлом году ВСРО возглавлял муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов. Его работу на этом посту присутствующие оценили очень высоко и были готовы, если бы позволяли правила, выдвинуть его кандидатуру на второй срок; даже звучали предложения пересмотреть изменения в устав или сделать исключение, однако шейх Саид призвал воздержаться от соблазна изменять созданные ВСРО положения. Слагая свои полномочия, муфтий выразил надежду, что Всеукраинский совет религиозных объединений и в дальнейшем будет способствовать налаживанию межрелигиозного, межконфессионального диалога.
Обсудив предложенную главным раввином общин прогрессивного иудаизма Украины и Киева Александром Духовным кандидатуру нового председателя, эту должность доверили секретарю Всеукраинского собрания бахаи Алле Барановой — голоса за нее отдали все члены Совета.
— Председательство во Всеукраинском совете религиозных объединений — это, с одной стороны, возможности поразмышлять над тем, как религиозные организации могут вместе менять духовное состояние в Украине, как могут взаимодействовать, а с другой стороны — это ответственность и перед членами Совета, и перед членами наших общин, — поделилась новоизбранный председатель ВСРО. — И мне кажется, что именно эта толерантность, уважение и любовь друг к другу, любовь к Богу, которая нас всех объединяет, должны стать лозунгом, которым будет руководствоваться Совет в своей деятельности не только в этом году, а на все годы. Чтобы именно духовное состояние людей в Украине совершенствовалось, и так же улучшалось материальное положение, и все процессы в нашей стране были положительно заряженными.
Как считает Алла Баранова, в обществе, к сожалению, до сих пор не изжиты предубеждения относительно последователей других религий и основанное на них негативное отношение к иноверцам. Это, по ее мнению, является следствием отсутствия знаний о других религиях. Поэтому многое зависит от позиций руководителей церквей и религиозных организаций, от их настроенности на разъяснительную и даже просветительскую работу со своими единоверцами.
— На одном из заседаний Совета мы уже обсуждали возможность создания такого пространства для изучения религий, и чтобы это пространство было открыто для всех, кто может это делать, кто стремится к знаниям. Это может стать первым шагом для построения и утверждения, распространения в обществе толерантности. Изучение других традиций расширяет кругозор и помогает больше и глубже понять свою собственную традицию. В нашем обществе, к сожалению, еще существуют предубеждения к людям другой веры, и, наверное, именно это необходимо также обдумать — что может предложить Совет в этом направлении. Совет — коллегиальный орган, и председатель определяет направление деятельности самого Совета и направление обсуждения вопросов. Предыдущие два года были неким временем становления, нам самим нужно было найти общий язык друг с другом. И теперь члены Совета смогут уделять больше внимания именно духовному влиянию на общество, на людей и на отношения между людьми, — поделилась своими мыслями Алла Баранова.
Собрание рассмотрело заявления на вступление в ВСРО, и новыми членами Совета стали такие религиозные объединения, как Всеукраинский буддийский центр «Махасангха Ниппондзан Мёходзи» (входит в школу Нитирэн-cю) и Апостольская Ортодоксальная (православная) Церковь.
Митрополит Киевский и всея Украины Виктор (Веряскин), представитель Апостольской Ортодоксальной (православной) Церкви, пояснил корреспонденту «Ислам в Украине», почему возникло решение войти в состав ВСРО:
— Мы разделяем взгляды отца Сергия Булгакова (русский философ, богослов, православный священник, экономист, создатель учения о Софии, Премудрости Божией, осужденного Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей в 1935 году. — Ред.), выраженные в его книге «Свет невечерний», о том, что он признает ту часть истины, которая обнаружена во всех христианских, нехристианских и дохристианских религиях. Поэтому мы приветствуем идею общения и открытости, в том числе и с представителями других религий. Поэтому нам и комфортно, и желательно быть в общении с представителями других мировоззренческих позиций, и прежде всего — в социальном служении, в помощи другим людям. Для этого у нас нет преград. К тому же православные и христианские священники, такие как друг и сослужитель отец Александр Мень, которого мы считаем идеалом православного священства в наш век, учил, что существуют «анонимные верующие», и есть «номинальные верующие». Номинальные верующие позиционируют себя как верующих, а сами по вере не живут. А есть «анонимные верующие», которые говорят: «Да какие же мы верующие? Мы же несовершенные люди, мы слабы, у нас не все выходит», — но сами живут по совести. Поэтому они ближе к Богу, они — настоящие верующие. Вот такая наша позиция.
Сергей Трилис, представлявший интересы Всеукраинского буддийского центра «Махасангха Ниппондзан Мёходзи», сказал, что буддийская община всегда открыта к сотрудничеству:
— Мы всегда открыты к сотрудничеству, к религиозному взаимодействию, и мы давно хотели более активно участвовать в таких собраниях и объединениях. Мы зарегистрированы как Всеукраинский буддийский центр, объединяет наши общины по всей стране. Мы вошли в состав ВСРО, потому что видим в сотрудничестве с другими церквями и религиозными организациями перспективы, залог будущего и вообще цивилизационное развитие для украинского общества, и вот к необходимости такого взаимодействия уже все должны дорасти — быть открытыми, быть толерантными. И думаю, что для нашей страны, для общества, для последователей всех религий это вообще положительная инициатива. Пусть религиозные организации объединяются в добрых делах, и Украина станет примером таких замечательных инициатив — духовных, культурных, религиозных — для всего мира. В реализации этих инициатив мы всегда хотим участвовать.
Напомним, Всеукраинский совет религиозных объединений создана два года назад. ВСРО объединяет представителей нескольких религиозных организаций, среди них — Апостольская Ортодоксальная Церковь в Украине, Всеукраинский буддийский центр «Махасангха Ниппондзан Мёходзи», Духовное управление мусульман Украины «Умма», Национальные духовные собрания бахаи Украины, Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма Украины, Объединение сыновей и дочерей Украины Родной украинской национальной веры (ОСИДУ РУНВеры), Центр общин Сознания Кришны в Украине, Украинская ассоциация религиоведов и др. Возникновение ВСРО как нового межрелигиозного объединения стало важным событием в религиозной жизни Украины.
Справка:
Всеукраинский буддийский центр «Махасангха Ниппондзан Мёходзи» относится к буддийскому ордену «Ниппондзан Мёходзи» (школа Нитирэн-сю). Общины ордена существуют во всем мире, в том числе в Украине. Сейчас его возглавляет Дзюнсэй Тэрасава — японский буддийский монах, консультант Международного бюро мира в Женеве (Швейцария), известный своей миротворческой и антивоенной деятельностью. Нитирэн-сю — одна из самых распространенных в мире современных школ японского буддизма. Названа по имени основателя, известного в Японии учителя Лотосовой сутры, бодхисаттвы Нитирэна (1222–1282). Эта школа представлена в Японии, Украине, России и других странах монахами ордена «Ниппондзан Мёходзи», созданного в 1917 году по инициативе деятеля японского буддизма Нитидацу Фудзии (1885–1985). Орден известен пацифистскими взглядами и деятельностью. С конца 80-х до начала 90-х годов, благодаря буддистскому монаху из Японии Дзюнсэю Тэрасаве, общины этой школы появились в Киеве, Донецке, Харькове, в других городах Украины. Они ведут активную миротворческую деятельность, организуют антивоенные акции, марши мира и пр.
Духовные корни Апостольской ортодоксальной (православной) Церкви (АОпЦ) уходят в Истинно-Православную (Катакомбную) Церковь (ИПЦ), в которой был крещен протоиерей Александр Мень, чьи родители связаны с Украиной. Апостольская преемственность (каноническая линия епископата) восстановлена в 2000 году, благодаря Украинской Автокефальной Православной Церкви. У истоков АОпЦ стоял друг и соратник отца Александра, священник Глеб Якунин — российский религиозный, общественный и политический деятель, диссидент, член Хельсинской группы, тогда уже клирик УПЦ КП.
АОпЦ представляет относительно либеральное направление, в отличие от нынешней ИПЦ. Впрочем, оба крыла Катакомбной Церкви — либеральное и консервативное — являются выразителями идеи духовного возрождения и реформирования христианства.
Главным направлением (тенденцией развития) Апостольской ортодоксальной (православной) церкви является восстановление доимперского (раннехристианского) церковного устройства с элементами церковной демократии, прежде всего соборноправности, утраченной еще во времена императора Юстиниана, а сегодня только декларируемой в православном Символе Веры; осуществление всеобъемлющих и последовательных реформ на благо Церкви и проповедь Евангелия.