Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине

Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине
Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине
Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине
Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине
Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине
Вышивка на рушнике указывает на древнее присутствие татар на Галичине
18.05.2018
Оцените статью: 
(447 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Когда мы слышим что-то о Дне вышиванки, в голову в первую очередь приходит именно украинская вышитая рубашка, расшитый кушак, плахта или юбка-запаска… Но у каждого народа есть своя вышиванка с уникальной технологией, символами и сочетаниями цветов.

Вышивкой украшали не только одежду, но и скатерти и простыни, полотенца и салфетки. Однако чаще всего ее наносили именно на рубашку и не просто как украшение, а как некий маркер принадлежности к своему народу, племени, роду и т. д. По вышитому узору наши предки безошибочно определяли, откуда тот или иной человек, его общественное и имущественное состояние… Вышивка — еще и закодированное пожелание здоровья и счастья.

К сожалению, сегодня мало кто из рядовых граждан может похвастаться умением расшифровать закодированный в вышивке смысл, но интерес к вышиванкам возвращается, все больше людей стремятся узнать ее секреты. Другое дело — ученые, для которых образцы древних вышивок и закодированная в ней информация являются не просто историческим артефактом, а настоящей энциклопедией определенного времени…

Например, с помощью вышитого татарского рушника исследователям удалось узнать много интересного из истории татар Галичины. Как пишет в своем исследовании «Западные татары на землях Галичины. К вопросу об атрибуции татарского рушника из с. Юнашков на Ивано-Франковщине» научный сотрудник Национального музея истории Украины Савченко Алексей (полностью опубликованном в альманахе «Аль-Калям» № 7, 2018 г.), тюркское население из Северного Причерноморья и Крыма долгое время проживало среди предков современных украинцев и принимало активное участие в исторических и культурных процессах Галичины.

Как отмечает исследователь, найденный рушник долгое время хранила женщина татарского происхождения. Узор на нем можно отнести к растительному орнаменту. В нем выделяются две составляющие: верхняя часть («украинская») — характерна для этого региона Галичины — Ополье, и нижняя («татарская»), на которой вышито растение, которое, по словам бывшей владелицы, называется «татарское зелье» или «татарская трава». Это одно из народных названий болотного растения — «аир тростниковый», растущего в Восточной и Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В Европу оно попало из Османской империи и Крымского ханства и использовалось в медицине с XVI века. Считается, что в Восточную Европу оно было занесено татарами, которые практиковали очищение им воды во время военных походов. «Татарский узор» на рушнике не характерен для традиционной вышивки крымских татар и может быть местного происхождения. Бывшая владелица обращала внимание на то, что он был перенесен из предыдущей «старой вещи», которая хранилась в семье из прошлых поколений.

Сохранение подобных «культовых» вещей свидетельствует о наследственности и памяти потомков древних татар о своем этническом происхождении. На это указывает и название орнамента — «татарский», который ассоциировался у них с их традициями и обычаями, о которых уже не помнят.

Такая находка привлекает внимание к татарам Галичины, происхождение которых исследовано мало, учитывая небольшое количество этнографических и письменных данных, дошедших до наших дней. У «галицких татар» можно наблюдать ту же тенденцию, которая характерна и для других «западных татар». Даже учитывая перенятие местного языка, обычаев и религии, у них остается память и осознание своих татарских корней…

В исследовании приводится много других исторических фактов, которые позволяют утверждать — на Галичине татары долгое время проживали в таких населенных пунктах, как Львов, Перемышль, Яворов, Самбор, Рудки (с селами Татары и Татаринов), села Курники, Старый Яжив, Боратин, Угнев, Станиля, Перегинское, Тисовое, Букачивцы, Бурштын, Юнашков, Жовчев, Старый Люблинец и др.

Упоминания о татарах фиксируют преимущественно в районе населенных пунктов, которые располагались у крепостей, на важных магистралях, торговых или «татарских путях». Именно около них в течение XVI–XVII веков состоялись многочисленные битвы против татарских войск, совершавших походы на земли Русского воеводства Речи Посполитой. В районе некоторых из этих крепостей фиксируются и «татарские курганы» и могилы.

Часто происхождения татарских общин связывали с эпохой «Хмельниччины» и «Руины» (в частности, временами союза между Бахчисараем и Варшавой) и Польско-турецкой войной 1672–1676 годов.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.