«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях

«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Межрелигиозный симпозиум «Семейные ценности в рамках вызовов секулярного мира»
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Как сказал в своей приветственной речи ректор Украинского католического университета отец доктор Богдан Прах, «с вызовами, которые перед украинским обществом ставит секуляризм, наши братья-мусульмане являются надежными союзниками христиан в отстаивании семейных ценностей»
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Его поддержал муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, рассказав, что лет десять назад никогда не поверил бы, что в украинском обществе, достаточно религиозном, традиционном, вопрос, признавать ли однополые союзы «браками»
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Роман Назаренко, докторант Тилбургского университета (Нидерланды), показал на примере цитат из Корана, что даже Дева Мария, такой уважаемый в христианстве образ, не менее уважаемый мусульманами
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Олег Гузик, глава отдела по связям с общественностью ДУМУ «Умма»
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Имам мечети запорожского Исламского центра Мухаммад Мамутов
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Татьяна Евлоева, журналист информационного портала «Ислам в Украине», поделилась с присутствующими собственным наблюдениям и опытом восприятия женщины-мусульманки в украинском обществе
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Доклады, подготовленные независимо людьми разной веры, удивительно единодушно утверждали те же принципы супружеского союза
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Межрелигиозный симпозиум «Семейные ценности в рамках вызовов секулярного мира»
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
Межрелигиозный симпозиум «Семейные ценности в рамках вызовов секулярного мира»
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях
«Братство кольца»: христианско-мусульманский симпозиум о семейных ценностях

29 сентября состоялось интересное мероприятие, организованное Институтом семьи и супружеской жизни Украинского католического университета совместно с Центром межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас»: межрелигиозный симпозиум «Семейные ценности в рамках вызовов секулярного мира». Планируя это событие, организаторы сразу решили, что будет гораздо интереснее не ограничиваться только христианской трактовкой, но и пригласить мусульман, чтобы услышать и их.

Как сказал в своей приветственной речи ректор Украинского католического университета отец доктор Богдан Прах, «с вызовами, которые перед украинским обществом ставит секуляризм, наши братья-мусульмане являются надежными союзниками христиан в отстаивании семейных ценностей».

Его поддержал муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, рассказав, что лет десять назад никогда не поверил бы, что в украинском обществе, достаточно религиозном, традиционном, вопрос, признавать ли однополые союзы «браками», появится вообще.

 Господь создал человека и как никто другой знает его природу. Когда Он нам что-то запрещает, это не просто так, а чтобы уберечь человечество от определенных опасностей и негативных последствий  даже если мы, люди, не можем эти опасности вполне уяснить спрогнозировать,  сказал шейх Саид.

Христиане с мусульманами действительно, несмотря на некоторые различия, имеют много общего. Роман Назаренко, докторант Тилбургского университета (Нидерланды), показал на примере цитат из Корана, что даже Дева Мария, такой уважаемый в христианстве образ, не менее уважаемый мусульманами. Единственное отличие  в Исламе ни Мария, ни Иисус не имеют «божественного статуса»: Иисус почитается как чудо Господне, явленное через непорочное зачатие, как великий пророк и посланник Божий, а Мария  не просто как мать Пророка, но и самая праведная женщина всех времён и образец для всех женщин мира.

Так началось обсуждение.

«Властелины колец»

Писатель Джон Р. Р. Толкин в 3040 гг. XX в. написал сагу «Властелин колец». Её первая часть называлась «Братство кольца». Согласно фабуле этого произведения, будущее цивилизации зависело от того, разумно ли главные персонажи в конце концов поступят со старинным кольцом.

Иронично, но в наше время этот сюжет вышел за пределы страниц фантастической литературы и снятых по её мотивам популярных фильмов: судьба человечества зависит от того, что мы сделаем с тем, что символизирует особый вид колец  обручальным кольцом, и какие союзы этими кольцами будут скрепляться.

И христиане, и мусульмане опираются на божественные откровения. Согласно им, брачный союз  это союз только мужчины и женщины, а история пророка Лота (мир ему), народ которого считал нормой однополые отношения и именно за этот грех принял страшную казнь, есть в Библии и в Коране.

Отец доктор Богдан Тимчишин, председатель комиссии УГКЦ по делам семьи, обратил внимание присутствующих на то, что даже ставить вопрос об «однополом браке» некорректно, ведь брак  это освященный религией и традицией союз мужчины и женщины. А когда слово «брак» используют для обозначения однополого союза  то уже самой формулировкой пытаются «оттянуть немного ореола этого освящения» на то, что имеет совсем другую суть. Вот почему в публичном дискурсе стоит найти другой термин для однополых союзов.

Отец Богдан отметил, что никакая операция по смене пола не даст ни одному мужчине возможности в полной мере ощутить женственность (или женщине  мужество), и семейная жизнь  как раз замечательный инструмент не только для удовлетворения естественной потребности человека в любви, заботе, близких людях и детях, а и для максимально возможного познания природы противоположного пола через глубокое уважительное отношение друг к другу, доверие и готовность обсуждать самые разные жизненные ситуации и совместно решать проблемные моменты в отношениях.

Доклады, подготовленные независимо людьми разной веры, удивительно единодушно утверждали те же принципы супружеского союза: богобоязненность, разнополость супругов, взаимное уважение и забота, оборона чести, достоинства и общего имущества от других лиц, совместное воспитание детей в любви и уважении

Имам мечети запорожского Исламского центра Мухаммад Мамутов согласился с отцом Богданом, подкрепив свою позицию ссылками на мусульманские канонические источники  Коран и Сунну пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и рассказав аудитории об условиях брака для мусульман, а еще приведя примеры из семейной жизни Пророка (мир ему и благословение).

Он отметил, что супружеский союз должен быть источником любви, радости, комфорта и спокойствия для каждого из супругов  отнюдь не стрессов, взаимных упреков и унижений, нежелания увидеть во втором самоценную личность с чувствами, страхами и тому подобное.

Шейх Мухаммад Мамутов рассказал о значительном объеме прав, которые Ислам предоставляет женщине, напомнив, что она ни в коем случае не «приложение к мужу»: женщина сама распоряжается своим имуществом и доходами, может реализовать свои склонности и таланты. Главное  и это справедливо не только для женщин, но и для мужчин  чтобы самореализация не вредила супружеской жизни, не нарушала прав и интересов второго из пары и их детей.

Женщины сквозь века: угнетенные или нет?

Много внимания было уделено теме женщины и её роли в обществе  как в ветхозаветные времена, так и сейчас. Мария Хома, докторант Папского Григорианского университета (Италия), предложила слушателям по-новому взглянуть на фигуры женщин, упомянутых в Ветхом Завете.

 Все мы, наверное, знакомы с этими историями, но всегда читали рассказы об этих женщинах с перспективы «она жена какого-то пророка или царя, мать кого-то». То есть только как любые другие обстоятельства времени и места. Посмотрим на эти сюжеты глазами женщин, что в них описано! Додумывать ничего не надо  всё уже есть в тексте.

И на многочисленных примерах докладчик показала, что действительно, это не просто факт обстоятельства и места  это женские эмоции, страхи, сомнения, боль, ревность Даже история Авраама (мир ему) полна чувств женщин, подаривших ему двух сыновей.

Татьяна Евлоева, журналист информационного портала «Ислам в Украине», поделилась с присутствующими собственным наблюдениям и опытом восприятия женщины-мусульманки в украинском обществе:

 Исходя из темы моего доклада, мне надо было представиться: «Привет! Я Татьяна, и я  угнетенная женщина». Ведь именно так с первого взгляда меня воспринимает многие. Но настоящее угнетение  это когда ты самоценная личность, чего-то достигаешь, воплощаешь в жизнь какие-то идеи и проекты, получаешь образование и реализуешься в профессиональном плане, а человек, который тебя видит впервые в жизни, пытается тебя впихнуть в узкий шаблончик в своём воображении. Просто потому, что ленится наблюдать и открывать тебя как личность. Вот это  настоящее угнетение женщины-мусульманки, и осуществляют его отнюдь не мужчины-мусульмане.

Быть главой  не привилегия, а ответственность

Обе религии учат, что в семейном союзе глава  муж, и именно эта положение очень раздражает людей неверующих. Но быть главой семьи  это вовсе не привилегия, а усиленная ответственность. Ответственность как в этой, земной, жизни, так и в Судный день.

Отец Петр Терлецкий, преподаватель кафедры библейских наук УКУ, рассказал о концепции человека как главы христианской семьи и об ответственности человека за свою семью перед Господом и перед людьми.

Олег Гузик, глава отдела по связям с общественностью ДУМУ «Умма», обосновал ту же идею ссылками на обязанность мужа-мусульманина обеспечивать жену и детей самым необходимым: безопасность, пища, жилье, одежда, лечение, образование и т. д.  это всё ответственность мужчины. Еще муж должен следить, чтобы психологический климат в семье был комфортный для каждого. Муж должен стараться выслушать и понять всех членов своей семьи, советоваться с ними, когда речь идет о каких-то важных решениях. Какие там привилегии!

«Мне действительно жаль, что те, кто называет себя христианами, убивают невинных мусульман»

Кстати, организаторы мероприятия отметили своё стремление преодолеть негативные стереотипы в отношении мусульман достаточно решительно. Например, все, наверное, видели и слышали, что после очередного преступления, совершенного тем, кто называет себя мусульманином, извинений требуют от всех последователей Ислама (вопреки словам соболезнования от мусульманских религиозных лидеров и обоснованные священными текстами заверения, что преступление совершено вопреки предписаниям Ислама!). А когда преступление совершает христианин  никто не требует покаяния от всех христиан мира.

Отец доктор Петр Терлецкий выразил свое глубокое сожаление из-за того, что люди, называющие себя христианами, уже несколько веков подряд безостановочно истребляют мусульман Кавказа, а теперь начали религиозные преследования в оккупированном Крыму. Мусульманам как среди выступающих, так и среди слушателей было очень приятно и важно услышать это выражение поддержки и глубокого понимания ситуации, с которой каждый из них нередко должен сталкиваться.

Заинтересованная аудитория  это не «нагнанная массовка»

Приятно было видеть, что симпозиум заинтересовал как молодежь, так и старшее поколение: он был открыт для посещения, и аудитория действительно занималась темой, а не пришла для вида.

Зрители (большинство из них  христиане), радостно воспользовались возможностью услышать о жизни мусульман из первых уст. Их интересовало, как мусульмане создают семьи (невзирая на то, что многие сегодня считают, что надо сначала «пожить вместе до брака»), как Ислам регламентирует вопросы и порядок расторжения брака, какие особенности воспитания детей

Если бы обсуждение не затянулось, вопросов было бы и больше, но, к сожалению, настала пора прощаться. Впрочем, это не помешало участникам и зрителям дальше общаться неформально.

Когда люди, вместо клеймить друг друга какими-то негативными стереотипами, хотят найти взаимопонимание, уважение, боятся обидеть других  это очень хороший знак для украинцев, и он дает нам всем надежду на то, что в конце концов всё у нас будет хорошо, и наше общество, во всём его религиозном, этническом, культурном разнообразии придет к миру, согласию и процветанию.

Татьяна Евлоева специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.