«ОстроВ», 5.05.2010
30 мая в Луганске официально откроется мечеть. В Луганской области это не первая, а уже восьмая по счету мечеть. Остальные расположены в Антраците, Брянке, Алчевске, Свердловске и других городах. К слову, появление мечети в областном центре – не такая уж и новость: само здание возведено еще два года назад, а о популярности ее говорит уже то, что на пятничную «коллективную молитву» сюда приходит до 500 человек.
Накануне презентации, «ОстроВ», забегая немного вперед, решил задать несколько вопросов главе Луганской мусульманской общины, руководителю общественной религиозной организации «Салам» Сейфулле Рашидову.
- Мы знаем, что сегодня завершаются все отделочные работы, работы по благоустройству близлежащей территории, разбивка клумб и т.д. Вы намерены презентовать мечеть со всеми почестями?
- Безусловно. Мы планируем, что на открытии будут присутствовать руководители области и города, правоохранители. Во всяком случае, мы всех пригласили и надеемся, что приглашение они примут. Я бы хотел рассказать, как вообще возникла идея построить в городе мечеть. Начиналось все с того, что мне рассказывали, когда-то в Луганске уже была мечеть, но достоверных сведений об этом не было. Поиски мои пока не увенчались успехом, но в архивных документах в справочнике о Луганске за 1912 год я нашел статистические данные, которые говорят о том, что в 1911 г. действительно упоминается существование мечети на территории с. Алексеевка Перевальского района. Кроме того, на территории Алчевского меткомбината также была молельная комната, там до сих пор видны остатки строений.
Вот такая информация побудила меня думать о появлении мечети здесь, в Луганске.
Более серьезно я стал задумываться о мечети в 90-е годы, еще будучи главой общества дагестанцев. Мы столкнулись с такой проблемой: умирают люди, а их ведь нужно похоронить, соблюдая традиции, по всем правилам. В общем, мы решили зарегистрировать свою организацию. Потом я взял землю в аренду в 2005 г. и занялся организационными проблемами.
- Как отнеслась местная власть к вашему желанию построить мечеть?
- Власть отнеслась вполне благожелательно. Были небольшие проблемы бюрократического характера, но в целом все прошло гладко. Мы обратились в городской исполком, зашли в кабинет к бывшему главному архитектору Леониду Козаку, он нам предложил несколько мест на выбор. Мы взяли землю в аренду до 2049 года, но теперь государство разрешило религиозным организациям землю брать в постоянное пользование, что позволяет сократить налоги.
- Кто посещает вашу мечеть, расскажите о ее жизни?
- В мечети проходят не только молитвы. У нас есть женский клуб, сюда также приходят заниматься дети и студенты: они тут обучаются. Обучаются нормам мусульманской морали, правилам молитвы. Кроме того, дети здесь учат арабский язык, а специалисты читают лекции по исламской культуре для студентов. Молодое поколение – это в основном дети тех мусульман, которые приходят в мечеть молиться.
Библиотека при мечети |
Если говорить о взрослых, то я примерно посчитал, что сегодня в мечеть ходят молиться представители почти 30 национальностей. На основную пятничную коллективную молитву – «джума-намаз» - здесь, в мечети, собирается до 500 человек.
- А сколько всего в Луганске насчитывается мусульман?
- В Луганской области этнических мусульман насчитывается до 25 тысяч. Но здесь сложно говорить об их принадлежности к исламу. Вот возьмем, например, студента-араба, ни разу не приходившего в мечеть на молитву. Он часто ведет себя неправильно, ходит в ночной клуб, пьет там водку. С точки зрения канонов ислама, он не является мусульманином, потому что мусульманин должен признавать Бога, совершать молитву, соблюдать пост, и, по возможности, совершить хадж (паломничество) в Мекку. А человек, который ничего не соблюдает, вряд ли может называться мусульманином…
- Нам известно, что недавно был довольно неприятный для вас эпизод, когда строительное ограждение по соседству с мечетью было исписано фразами нацистского характера. Какие чувства вызвали эти надписи у вас?
- Это пишут по команде идеологов. Если посмотреть на сайте болельщиков московского «Спартака», то 20 апреля, одновременно с надписями в Луганске, такие же вещи были написаны в Москве. Это принятая форма поздравления на 20 апреля, день рождения Гитлера, которую используют футбольные фанаты неонацистской направленности. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы это увидеть. Но другой вопрос – надпись «убей муслима».
Вот здесь, думаю, немногие знают, что значит слово «муслим». Это синоним слова «мусульманин». Но сомневаюсь, что футбольные фанаты самостоятельно додумались употребить это слово, они-то и значение его вряд ли знают… Так же, как слово «адик» (так Гитлера называла Ева Браун), которое тоже стало нарицательным. Я так предполагаю, что за подобными инцидентами в Луганске стоит какой-то «идеолог», «спонсор». Далее, на другом заборе можно увидеть надписи «убей жида», «я люблю холокост». Значит, в городе есть какие-то организации, которыми должны заинтересоваться соответствующие правоохранительные органы? Я ничего не утверждаю наверняка, но происходящее наталкивает на подобные мысли.
- А какова реакция мусульманской общины на подобные выпады ?
– Конечно, это плохо. Я считаю, что люди, написавшие это, не уважают свой город, свою страну. Кроме того, надписи оскорбляют чувства верующих, их национальные чувства. Ведь мусульмане не желают никому плохого…
- Кстати, недавно в центре города появился бигборд, где «мусульмане желают всем добра и мира». Это дело рук вашей организации?
- Да. К сожалению, у нас журналисты видят в основном «сенсации», их интересуют только драки между студентами-иностранцами и луганчанами, а бигборд остался ими незамеченным. Вот, спросили о нем только вы и спустя месяц, как его повесили в самом центре города. Почему? Потому что такая у нас особенность – где-то что-то произошло, все бросаются туда, а что-то позитивное – не замечают. Хотя нужно различать ксенофобию и бытовые случаи.
Вот в этом смысле у меня есть претензии к нашей прессе. Нашумевший случай, когда в ночном клубе арабы жестоко избили луганчан, - не что иное, как бытовая драка. И мы не говорим здесь о мусульманах. Что это за мусульмане, которые пьют в ночном клубе? И в данном случае мне не жалко этих арабов, которых будут судить за драку – так им и надо. А ведь шум раздули на всю Украину – новость показывали и на центральных телеканалах. Получается, что пресса не помогает бороться с ксенофобскими проявлениями, а нагнетает ситуацию?
Что касается бигборда, изначально там должен был быть другой текст, мы хотели поздравить христиан с их религиозным праздником – Пасхой.
Мы хотели написать так: «Мусульмане поздравляют христиан Луганщины со светлым Христовым Воскресением». Я звонил в Луганскую епархию, согласовал с ними, советовался. Текст пришлось смягчить, но сам бигборд появился 3-го апреля вечером, в субботу, накануне Пасхи. Я долго искал в мусульманском праве, можно ли это делать, и, наконец, нашел, - можно. Отныне ежегодно мы будем поздравлять христиан с этим праздником так, как было запланировано вначале. Также планируем поздравлять и с Рождеством Христовым. У нас сейчас очень мало социальных, позитивных бигбордов, одна реклама. Так почему нам было не поздравить христиан? Я думаю, что подобного в Украине еще не было.
Оригинал статьи на сайте «ОстроВ»
Публикации на тему в украинских СМИ:
Кременчугские мусульмане мечтают о мечети («Кременчугская панорама»)
Под знаком полумесяца. Почитать Аллаха в Луганске непросто («Молодогвардеец»)
Есть ли в Днепропетровске мечеть? («Комсомольская правда» в Украине»)