Газета «День», 8.12.2009
Ислам стал реальным фактором жизни Украины, а органы власти, политики, средства массовой информации, общественность не готовы воспринимать ту данность, что Украина уже не только христианская, но в значительной степени и исламская страна. Поэтому лицам, преследующим те или иные политические или подрывные цели, легко, воспользовавшись массовым неведением, посеять недоверие в обществе, исламофобию, воспитывать ксенофобию, подозрительность среди людей.
В последнее время Крым столкнулся с несколькими конфликтами на религиозной почве. Достаточно вспомнить нашумевшие, правда, еще не доказанные судом, обвинения по делу о создании на полуострове «исламской» террористической организации, по которому арестованы несколько человек. На полуострове также циркулируют тревожные, но противоречивые сведения об организациях с непривычными для славянского уха названиями — «Аль-Раид», «Хизб Ут-Тахрир», «Ат-Такфир валь-Хиджра» и другие. Мало кто знает, для каких целей они созданы и чем занимаются. Это свидетельствует о том, что ислам стал реальным фактором жизни Украины, а органы власти, политики, средства массовой информации, общественность не готовы воспринимать ту данность, что Украина уже не только христианская, но в значительной степени и исламская страна. Поэтому лицам, преследующим те или иные политические или подрывные цели, легко, воспользовавшись массовым неведением, посеять недоверие в обществе, исламофобию, воспитывать ксенофобию, подозрительность среди людей.
— К началу XXI века в Крыму сформировалось самое многочисленное мусульманское сообщество Украины, — рассказал заместитель председателя Рескома АРК по делам религий Айдер Булатов. — Ислам в Крыму явился наиболее динамично развивающейся религией, но в последнее время участились конфликты в исламской среде, что получает неоднозначный резонанс в обществе. Ситуацию ухудшает тот факт, что событиям дается непрофессиональная и необъективная оценка, тон в ней пытаются задавать силовые ведомства, что особенно недопустимо, т.к. предлагаемые ими интерпретации событий и методы реагирования могут не только стимулировать антиисламские настроения, но и дестабилизировать обстановку в Крыму.
Государственные органы Крыма, политики, многие общественные организации считают, что в создавшихся условиях необходимо проводить серьезную и планомерную работу по религиозному просвещению общества, не спешить с выводами, отдавать предпочтение научным оценкам событий, проводить квалифицированные исследования происходящих процессов. В Крыму, считают они, по примеру многих стран мира назрела необходимость создания территориального исследовательского центра, занимающегося системным изучением развития ислама на полуострове.
— Работу в этом направлении должна вести крымская интеллектуальная элита, которая глубоко ощущает особенности местной ментальности, — утверждает Айдер Булатов. — Возникла потребность объединения усилий ученых в направлении объективного анализа событий, происходящих в мусульманской религиозной среде автономии.
Потребность таких исследований столь велика, что действовать надо без промедления. Поэтому на днях в Крыму под руководством Айдера Булатова создана общественная организация «Крымский научный центр исламоведения» (КНЦИ). В ее задачи входит проведение мониторинга этноконфессиональной ситуации в Крыму (выявление, сбор, систематизация, первичная аналитическая обработка информации), изучение и углубленный анализ ситуации, составление научных комментариев и выработка на этой основе практических рекомендаций превентивного характера, способных существенно снизить уровень как внутриисламской конфликтогенности в Крыму, так и межконфессиональных противоречий. Центр будет оказывать также консультативную помощь органам государственной власти, учебным заведениям, научно-исследовательским институтам, национально-культурным и религиозным центрам в подготовке научных, аналитических и других материалов, касающихся развития ислама в Крыму.
Ученые будут также проводить изучение идеологических особенностей и целей заявивших о себе в Крыму исламских религиозных и религиозно-политических течений, проводить конференции, семинары, круглые столы, направленные на ознакомление с исламом и преодоление в крымском обществе проявлений исламофобии.
Как рассказал Айдер Булатов, при Крымском научном центре исламоведения будет создана ежегодная летняя школа молодых ученых-исламоведов, перед которыми будут выступать ученые, общественные деятели, специалисты-религиоведы, священнослужители. Планируется выпуск научного журнала «Академическое исламоведение в Крыму». Идея создания Центра и его проекты вызвали положительные отклики ряда авторитетных крымских ученых, научных специалистов в сфере религиоведения, истории, культурологии, политики, права, образования. Сформирован необходимый актив единомышленников и энтузиастов, имеется достаточная статистическая и аналитическая база. Крымский научный центр исламоведения станет партнером органов государственной власти в формировании национальной и этноконфессиональной политики, направленной на совершенствование межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений.
Оригинал статьи на сайте газеты «День»
Другие публикации в газете «День»:
Украина уже не только славянская и христианская