Что отличает исламскую экономику от всех других?

Что отличает исламскую экономику от всех других?
11.05.2010
Оцените статью: 
(241 оценка)
oksana
Аватар пользователя oksana

Основной особенностью исламской экономики является доминирование нравственно-этических, религиозных принципов. Главными источниками, на которые опирается эта модель, считаются Священный Коран и Сунна Пророка. Дополнительными источниками выступают коллективные решения авторитетных богословов, которые чаще всего выносятся посредством рассмотрения прецедентов.

Вся современная экономическая наука строится, в сущности, вокруг двух положений: потребности человека неограниченны, а ресурсы, напротив, находятся в дефиците. Соответственно и экономика нужна для того, чтобы научиться этими ограниченными ресурсами максимально удовлетворять неограниченные потребности индивида. По отношению к проблеме ресурсов взгляды мусульманских экономистов разделяются. Часть поддерживает точку зрения традиционной теории об ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей, другая утверждает, что проблема не столько в ограниченности, сколько в неправильном и несправедливом распределении. Так или иначе, факт признания права собственности на все виды ресурсов за Всевышним обусловливает неприятие накопления богатства, которое, находясь в бездействии, не способствует росту благосостояния общества, соответственно, деньги теряют свою функцию средства накопления. Отдельным элементом собственности, специфическим для ислама, является вакф - имущество, безвозмездно переданное в собственность религиозных или благотворительных учреждений.

В целом, для исламской экономической теории характерно значительное число разнообразных ограничений. Так, в сфере производства четко выделены категории товаров, выпуск которых категорически запрещен. К ним относятся свинина и содержащие ее продукты, алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики, порнографическая и экологически небезопасная продукция и т.п., то есть все, что противоречит религии и может принести вред обществу. В отношении разрешенной продукции любая деятельность всячески поощряется, поскольку производительный труд входит в число обязанностей члена общины.

Подавляющая часть экономических норм и правил приходится на сферу обмена. Это объясняется тем, что в эпоху формирования шариата основной предпринимательской деятельностью населения была торговля. Вовлечение в хозяйственную жизнь огромных территорий в результате арабских завоеваний и усиление торговли между Европой, Индией и Китаем привели к разработке детального свода законов, регулирующих данную сферу деятельности. В число запретов вошли демпинг и спекуляция, обвешивание и обмеривание, предоставление неполной или ложной информации, иными словами, обман в любой форме. Некоторые категории в рамках этой области мусульманского права были разработаны достаточно подробно. Одной из них является понятие гарара.

Гарар - это чрезмерный риск и неопределенность в сделках, которые приводят к выигрышу одной стороны за счет неосведомленности другой. Если в каком-либо контракте присутствует подобный элемент, контракт признается недействительным. К таким договорам относятся те, что содержат двусмысленные положения или условия которых зависят от наступления или не наступления определенного события. Также под категорию гарара подпадают соглашения, подразумевающие покупку-продажу товара, который при заключении сделки не находится во владении продавца (несобранный урожай, невыловленная рыба, неродившиееся домашнее животное, товары, находящиеся в пути), покупку-продажу товара без исчерпывающей спецификации, продажу товара без предъявления существующих дефектов или без указания точной цены, продажу безнадежно больного животного и т.д. При этом следует понимать, что шариат вовсе не отрицает риск, поскольку ни одна сторона не может претендовать на одностороннюю гарантию защиты от возможных потерь за счет другой стороны. Вместе с тем, очевидно, что учесть все возможные риски практически невозможно, поэтому в большинстве случаев гарар относится только к существенным условиям контракта, а экономический смысл его запрета сводится к минимизации потерь для обеих сторон.

К понятию гарара тесно примыкает понятие «майсир» - «азартная игра» (в настоящее время используется наряду со словом «кимар»), означающее любую деятельность, направленную на получение прибыли без производительного вложения ресурсов, то есть непроизводственный доход. В современном мире примерами сделок, содержащих гарар и майсир, могут служить опционы, фьючерсы, договоры страхования и хеджирования, игра на бирже или в казино.

В моделировании поведения потребителя четко разработанной теории пока нет. Как правило, такому постулату традиционной модели, как ненасыщенность, противопоставляется кораническое требование к умеренности, а потребительская корзина ограничивается дозволенными благами. Особенностью можно назвать и то, что обычно в структуре расходов отдельно выделяют затраты на благотворительность, которые являются обязательными для каждого мусульманина, обладающего достаточными средствами.

При разработке теории фирмы в рамках исламской политэкономии рыночная среда предполагается конкурентной (насколько это возможно при соблюдении условий справедливости и кооперации), ввиду того, что монополии и всевозможные сговоры с целью установления несправедливых цен запрещены, государственное вмешательство в деятельность рынка существенно, но ограничено, а информация должна быть максимально полной и открытой. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал.

Особое внимание уделяется роли и функциям государства, поскольку социальная направленность модели требует значительного государственного вмешательства. Исламское государство должно не только обеспечивать безопасность и исправлять ошибки рынка, но и создавать среду, в которой бы устранялись все виды несправедливости. Это должно достигаться определением социальных приоритетов в использовании ресурсов, мотивацией частного сектора к социальной ответственности, во всех других отношениях предоставляя ему максимально возможную свободу и инициативность.

Следовательно, исследования мусульманских ученых направлены на создание такой системы регулирования жизни общества, при которой государственный аппарат будет, в первую очередь, равноправным и активным участником экономических отношений, а не обособленной структурой, издающей директивы. Например, фискальная функция, одна из наиболее важных в обычной экономике, отодвигается на второй план. Основная часть доходов бюджета, по мнению исламских экономистов, должна формироваться за счет интенсивной экономической деятельности государства (доходов от государственной собственности, прибыли, полученной за счет инвестирования в различные предприятия и проекты, займов у частного сектора). Единственным обязательным по исламу налогом является закят, механизм взимания которого был детально разработан еще в VII-VIII вв. Могут применяться харадж (поземельный налог), ушр (десятина), хумс (пятая часть дохода). Введение других видов пошлин и сборов зависит от экономической ситуации и политики государства, но должно осуществляться в границах, не противоречащих шариату. К примеру, не одобряется введение особых налогов на богатство или доход только потому, что одни способны его получать, а другие нет. Интересно также и то, что исламские политэкономы не настаивают на бесплатности образования, медицины и других общественных благ, поскольку доход от их продажи может служить дополнительным источником пополнения бюджета, но отмечают, что тем, у кого нет достаточных средств, могут предоставляться средства из фондов закята. Вместе с тем, принимая во внимание несовершенство рынка и возможную недобросовестность предпринимателей, мусульманские экономисты отводят государству существенную роль в обеспечении и контроле справедливых цен и заработных плат.

Говоря о функциях государства, исламское право выделяет следующие: сохранение религии, государственное управление и обеспечение национальной безопасности, гарантирование минимального прожиточного уровня, повышение материального благосостояния общества и его индивидов, управление государственной собственностью. Знаменательно, что для исследуемой концепции приоритетом государства является религия, в отличие от традиционной теории, в которой его основная цель - служение национальным интересам или достижение экономического равенства. По сути, исламское государство ответственно не только за материальное, но и духовное благополучие своих граждан. Непосредственно экономические цели, в большинстве своем, аналогичны тем, что определяются западными экономистами.

В сфере международных экономических отношений разработок пока очень мало. В целом, исламская экономика поддерживает принцип либерализма, кроме случаев, когда это может нанести вред обществу и государству. Это обусловливается религиозными требованиями не создавать барьеров в торговле или движении людей. Однако, учитывая, что большинство мусульманских стран не в состоянии конкурировать на равных с высокоразвитыми западными экономиками, возникает необходимость в создании более глубоких и устойчивых внешнеэкономических связей между исламскими странами с помощью различных таможенных и валютных союзов.

В следующей статье речь пойдет о важнейшем постулате исламской экономики - запрете ссудного процента.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

По материалам «Полуостров»

Ссылки на тему:

Исламская экономика как альтернатива капитализму и социализму

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.