Ислам и мусульмане в Украине: от появления до современности

1
Праздничная молитва украинских мусульман. Ид аль-Фитр, 9 сентября 2010 года.
23.09.2010
Оцените статью: 
(115 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

История Ислама в Украине имеет глубокие корни. Местные народы впервые услышали о мусульманах и их религии от приезжавших по торговым делам купцов из арабских и восточных стран ещё на заре возникновения Киевской Руси. Со временем между государствами стали устанавливаться более тесные торговые и дипломатические связи. Согласно официальной истории первые мусульманские поселения в Киеве появились в XIII веке. В последние два столетия община мусульман на земле Украины разрослась, и в настоящее время в стране проживает около 2 миллионов последователей Ислама.

До XIX века…

В то время как абсолютное большинство украинцев исповедовало христианство, мусульмане проживали в основном на юге современной территории страны, в первую очередь на полуострове Крым, в государстве, известном как Крымское Ханство. Крымскими татарами исповедовался Ислам суннитского толка. Во время завоевания Российской империей Крыма в XVIII веке, в Бахчисарае, столице Крымского Ханства, насчитывалось как минимум 18 мечетей. В свою очередь, власти Российской империи вынудили покинуть Крым 160.000 крымских татар.

Украинские мусульмане в XX веке

До Октябрьской революции треть населения Крыма исповедовали Ислам.

Вплоть до 1917 года религиозная жизнь мусульман Украины поступательно развивалась, но с приходом советской власти возникли препятствия для открытого соблюдения ритуалов, хотя мусульмане всё равно продолжали следовать пути своих предков, сохраняя религиозное наследие.

В 1944 году советское правительство по подозрению в сотрудничестве с Нацистской Германией депортировало из Крыма крымских татар в Среднюю Азию, преимущественно в Узбекистан. Естественно, массовая депортация крымских татар нанесла серьёзный удар по Исламу на Украине.

По приказу Иосифа Сталина, бойцы Красной Армии и войска НКВД с утра 18 мая и до вечера 20 мая 1944 года из Крыма выселили почти 190 тысяч крымских татар. В общем, количество депортированных крымских татар превысило 200 тысяч человек. Во время выселения и в первые годы пребывания в депортации, по официальным данным, погибло до 25% спецпереселенцев. По данным Национального движения крымскотатарского народа, полученным по результатам всенародного опроса в 1960-ые годы, погибли около 46% - почти каждый второй...

Только в конце 1980-х началось массовое возвращение крымских татар на родину.

С начала 1990-х гг. произошли разительные перемены в жизни общины мусульман Украины в связи с начавшимися демократическими преобразованиями в СССР и последовавшими за тем принципиальными изменениями в государственно-конфессиональных отношениях. Мусульмане получили возможность открыто заявлять о своей религиозной принадлежности, свободно удовлетворять свои религиозные потребности, совершать обряды Ислама, следуя традициям своих предков.

Однако продолжительная депортация разрушила практически всю национальную инфраструктуру – были ликвидированы и уничтожены школы, вузы, библиотеки, научные учреждения, газеты, значительная часть архивов, религиозные структуры.

И спустя два десятилетия после репатриации крымским татарам не удалось восстановить эти потери.

В советские времена большинство мечетей и других культовых сооружений мусульман были разрушены, религиозные деятели – репрессированы, а духовная литература – уничтожена.

Известно, что два столетия назад «в Крыму насчитывалось 1,5 тыс. мусульманских сооружений – мечетей, медресе, теккие, дюрбе. Ныне же их сохранилось всего несколько десятков. Практически все сооружения... находятся в плачевном состоянии».

Ислам в Украине сегодня

В настоящее время «исламскому» фактору принадлежит заметное место в духовной, культурной, социальной, политической жизни украинского народа.

Интенсивность духовной, культурной, политической жизни и статистические данные свидетельствуют о том, что в современной Украине существуют места компактного проживания мусульман и развиваются мусульманские историко-культурные традиции. Это способствует тому, что этнические украинцы активно принимают Ислам.

86 % мусульманской религиозной сети Украины составляют общины Крыма. За период 1988 – 1998 гг. в Крыму были зарегистрированы 183 мусульманские общины, к началу 2003 г. их численность превысила 300. В 2004 г. в Украине действовало уже 445 мусульманских общин, имевших собственные зарегистрированные уставы и 22 общины, функционировавшие без регистрации устава (что допускается законодательством Украины), из них на территории Автономной Республики Крым функционировали 349 общин, зарегистрировавших устав и 20 – без регистрации устава.

Сегодня мусульманами в Крыму являются не только крымские татары, но и, например, поволжские татары, русские, украинцы, азербайджанцы и отдельные представители некоторых других этносов.

Демократизация всех сфер общественной практики в Украине, безусловно, облегчила духовную и культурную жизнь всех религиозных и культурных общин, в том числе, мусульман, принесла новые веяния, способствующие возрождению в новых условиях.

В настоящее время в Украине действуют 7 мусульманских духовных учебных заведений с 276 слушателями, 90 воскресных школ, 5 периодических изданий. В распоряжении мусульман находится 160 мечетей и молитвенных зданий, из которых 10 являются памятниками архитектуры.

Теперь Украина — не только славянская и христианская, но в значительной степени и тюркская и мусульманская страна, и этот факт требует перестройки отношений в государстве.

Становление украинской уммы: проблемы и перспективы

Современная Украина принадлежит к группе европейских стран, которые имеют собственное коренное мусульманское население. Ислам на территории Украины имеет более чем тысячелетнюю историю. Но на протяжении длительного времени эта религия существовала на нелегальном положении, что привело к её упадку.

В настоящее время мусульманское сообщество в Украине активно развивается, но существует ряд проблем на пути возрождения Ислама в религиозном пространстве Украины.

Единой организационной структуры эта конфессия не имеет. Ислам не имеет чёткой иерархии, подобной христианским церквам. Но, несмотря на сравнительно короткий период развития, Ислам в Украине явился как разнообразие организационных форм.

В настоящее время в Украине официально действуют несколько зарегистрированных Духовных центров.

Мусульманские общины функционируют, как правило, в пределах действующего законодательства, признают украинскую государственность, не допускают проявлений крайнего религиозного фанатизма и экстремизма.

К кругу преград на пути становления Ислама на территории Украины входят: обеспечение мусульманских общин культовыми сооружениями; высококвалифицированными кадрами священнослужителей; вопрос языка во время мусульманской проповеди; проблема материальной поддержки; образования и т.п.

В контексте соблюдения норм Шариата мусульмане Украины сталкиваются с определёнными проблемами, которые характерны для всех неисламских стран.

Хотя в Украине праздничные дни часто выпадают на рабочие, мусульманам Крыма в данном случае проще - по решению Верховной Рады Крыма от 26 марта 1993 года “Об установлении праздничных дней для граждан Республики Крым, исповедующих Ислам” и статьёй 73 Кодекса Законов о труде Украины, первый и последний дни праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) являются нерабочими днями для жителей Крыма мусульманского вероисповедания.

На большей части территории Украины недостаточно, точнее, почти не развита халяль-промышленность, поэтому возникает дефицит продукции, которая бы отвечала нормам Шариата. Халяльное, т.е. разрешённое по исламским нормам, питание в Украине является проблемой. Закупка халяль-продуктов в небольших магазинах при мечетях и мусульманских центрах не удовлетворяет потребности всех мусульман. Тем не менее, следует отметить, что сейчас эта проблема начинает решаться, и разные компании начинают налаживать производство халяльной продукции.

Более того, при некоторых религиозных организациях мусульман Украины созданы центры стандартизации и сертификации «Халяль», которые предоставляют документальное подтверждение халяль-продукции. Набирают популярность халяльные ярмарки во время мусульманских праздников.

В городах, где проживают мусульмане, недостаточно мечетей и религиозных центров, или же они вовсе отсутствуют. До 1990-х годов их сохранилось 68, и только 2 мечети - в Бахчисарае и Евпатории - находились в удовлетворительном состоянии.

В настоящее время мусульмане Украины прилагают все усилия, чтобы получить участки под строительство мечетей.

Вообще количество мечетей в Украине незначительное, если учитывать, что мусульмане Украины объединены в 1135 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных общин в разных областях страны.

В настоящее время мусульманам Украины в сооружении новых культовых зданий помогают Турция, Саудовская Аравия и Кувейт. В 2007 году Турция выделила почти 3 млн. долларов на восстановление мусульманских святынь Крыма.

Остро стоит вопрос ремонтно-реставрационных работ на объектах, почитаемых верующими. Кроме того, мусульманским организациям не возвращена значительная часть культовых сооружений, в частности в Феодосии, Ялте, Симферополе, Бахчисарае, отобранных в советский период.

Тем не менее, можно констатировать, что процесс роста мечетей в Крыму развивается динамично.

В школах Украины Ислам практически не преподаётся. Только в 14 крымскотатарских школах есть спецкурс «этика Ислама».

Кроме перечисленных проблем, существуют и ещё довольно специфические вопросы, характерные для любой немусульманской страны, но есть и немало положительных сдвигов, например, пассажиры украинской железной дороги имеют возможность ездить в специальных купе - только для женщин или только для мужчин. Для украинских мусульман наличие подобной услуги очень важно, ведь пребывание в тесном помещении с лицами противоположного пола создает определённый дискомфорт для верующих.

Одним из вопросов, которые волнуют многих мусульманок Украины является ношение хиджаба. Вопрос оформления документов, где бы мусульманки были с покрытой головой, в Украине также не решён.

В Украине в отличие от других стран (России, стран ЕС) отсутствуют возможности пользоваться беспроцентными вкладами и займами, так как большинство финансовых операций простых граждан Украины проводятся через государственный Сберегательный банк, который имеет фиксированные процентные ставки, что запрещено нормами Ислама.

Однако в настоящее время ряд мусульманских стран ведут переговоры по поводу открытия таких банков в Украине. Планируется, что они откроют филиалы исламских банков, которые будут работать по принципам Шариата.

О нормализации религиозной жизни мусульман Украины свидетельствует появление возможности для совершения хаджа - паломничества в Мекку и Медину. С начала 1990-х годов в хадже побывало сотни мусульман Украины.

Также одной из важных задач, которых стоят перед мусульманами страны является развитие исламской журналистики. Увеличение количества и качества исламских программ на телевидении и радио Украины, выпуск журналов и газет на исламскую тематику.

Развитие исламских СМИ в Украине даст возможность раскрыть духовно-этические, гуманистические ценности Ислама, разоблачить искусственно созданные мифы об Исламе, отделить понятие экстремизм и терроризм от религии.

В последнее время в Украине возрастает внимание к проблемам уммы, усиливается влияние исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Сегодня в Украине на первый план вышли проблемы качественного улучшения жизни и деятельности мусульманской общины, а также повышения эффективности использования её потенциала в развитии экономики, науки и культуры этноконфессиональной дружбы украинского народа. Этот этап привел к воссозданию инфраструктуры мусульманской жизни. В Украине действуют несколько духовных управлений и центров. При этом большое значение приобретают вопросы более полного удовлетворения духовных потребностей мусульман Украины, повышения их вклада в укрепление международных позиций страны, обоснование качественно новой модели развития Украины, адекватной современным реалиям и вызовам. Решение этих и других проблем требует, прежде всего, формирования и утверждения государственной стратегии дальнейшего развития мусульманского возрождения в контексте национальных интересов и устремлений Украины.

В этих условиях особое значение имеет консолидация в рамках уммы Украины, преодоление расколов и раздробленности.

На этом фоне заявили о себе нехватка учебных заведений и культурно-просветительских центров, подготовленных, авторитетных имамов и тесно связанный с этим общий низкий уровень знаний украинских мусульман о своей религии.

Хаджи-Мурат РАДЖАБОВ

По материалам islamdag.ru

Ссылки на тему:

Жизнь мусульман в условиях тоталитаризма

Мусульманские народы Причерноморья и Украина в XVI - XVIII вв.

Мусульманская цивилизация Крыма. Период Крымского ханства

Русь-Украина и Ислам

Ислам на украинских землях. Изучение истории

Украина не только христианская, но и мусульманская страна

Мусульмане в Украине: возрождение в контексте евроинтеграции

Ислам в социальной и политической жизни современного украинского общества

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.