Исламская экономика как альтернатива капитализму и социализму

Исламская экономика как альтернатива капитализму и социализму
30.04.2010
Оцените статью: 
(244 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

В последнее время все большее число ученых занимается вопросами исламской экономики. Несмотря на то, что экономические вопросы в рамках ислама рассматривались уже многие сотни лет, в отдельную науку они стали формироваться только с середины XX века. Особое внимание мировой общественности исламская экономика привлекла в ходе начавшегося в 2008 году глобального финансового кризиса.

В то время как у традиционных банков и страховых компаний возникли проблемы с ликвидностью, обусловившие банкротство многих из них, исламским финансовым институтам удалось минимизировать негативное влияние кризиса, расширить спектр услуг и даже продемонстрировать рост отрасли. Так, в 2008 году рост активов 500 крупнейших исламских финансовых институтов составил 27,6%, достигнув 639,1 млрд. долларов США, а формируя список из 25 самых прибыльных финансовых учреждений, известный международный журнал The Banker впервые сфокусировался исключительно на исламских институтах.

Этой статьей мы открываем цикл работ, посвященных вопросам исламской экономической теории.

Развитие мирового хозяйства в течение XX века можно характеризовать как конкурентную борьбу двух экономических систем - капитализма и социализма. Несмотря на единство цели - повышение благосостояния отдельного человека и общества в целом, эти модели используют методы, коренным образом отличающиеся друг от друга. С распадом СССР Запад провозгласил торжество капиталистической системы, однако стремительное развитие Китая и ряда других социалистических стран является показателем того, что социализм сохранил свою жизнеспособность.

Тем не менее, рост макроэкономических индикаторов, демонстрируемых приверженцами той или иной модели, не всегда отражает реальное улучшение жизни индивидуумов. Капитализм, акцентируя внимание на несоответствии неограниченных потребностей ограниченным ресурсам и определяя развитие общества как совокупный эффект достижения отдельными его членами своих личных интересов, неизбежно приводит к колоссальному разрыву в уровне жизни различных слоев населения. В то же время, повышение роли государства в рыночной экономике, обоснованное Дж.М. Кейнсом и его последователями в ответ на участившиеся системные кризисы, способно лишь смягчить и на определенное время отсрочить проявление негативных результатов. Социалистическая система, в свою очередь, приводит к снижению заинтересованности отдельных людей в качестве и производительности своего труда и, в конечном счете, к стагнации всего хозяйства, поскольку обезличенное распределение созданного валового продукта не учитывает реальные потребности общества.

Именно к этим недостаткам вышеназванных систем апеллируют исследователи, занимающиеся вопросами разработки исламской экономической теории. В силу специфики модели они представлены преимущественно специалистами Исламского банка развития, функционирующего при нем Исламского исследовательского и учебного института, а также некоторых высших учебных заведений стран Ближнего Востока. Среди них можно выделить таких ученых, как М.У. Чапра, М.Н. Сыддыки, М.А. Маннан, М. Икбал, А. Мирахор, М.А. Зарка, М.А. Эльгари, М. Обайдуллах, С. Тахир и др. В последнее время значительный интерес к исламской экономике стали проявлять западные и российские экономисты, в том числе

А.М. Вернадос, Л. Эррико, Дж. Пресли, Р. Беккин, А. Журавлев, Г. Нуруллина. В Украине, за исключением нескольких публикаций (Н. Найми, С. Ткач, Н. Фроня, Е. Снежко), носящих, главным образом, ознакомительный характер, подобные исследования практически отсутствуют.

Анализ истории экономической мысли в странах ислама позволяет выделить три этапа ее развития. Первый (VIII-XV вв.) носил в основном эмпирический характер: философы Абу Юсуф, Аль-Масуди, Аль-Маварди, Аль-Газали, Ибн Таймийя, Ибн Хальдун, Аль-Макризи и др., в своих трудах детально описывали те или иные явления в жизни общества, пытаясь объяснить их с точки зрения истории, экономики и политики. Так, Аль-Газали (1058-1111) описал проблемы, возникающие при бартерном обмене, сделал выводы о преимуществе использования денег как средства обмена, подчеркнул важность запрета ростовщичества и накопления богатства в исламе. Ибн Хальдун (1332-1406) выделил различные стадии развития цивилизации, объяснил влияние разделения труда на объем производства, определил стоимость товара как совокупную стоимость затраченных факторов производства. Аль-Макризи (1364-1442) подробно рассмотрел негативное воздействие монополий на рыночные цены, подверг критике использование государствами дешевых металлов в денежной системе. Наряду с этим, экономические исследования того времени не были самостоятельными, а являлись составной частью различных историко-философских сочинений.

После этого этапа последовал продолжительный период застоя (XVI-середина XX вв.), что выражается отсутствием значительных трудов в данной области. Более того, в результате колонизации европейскими государствами территорий, ранее входивших в состав Арабского халифата, и начавшимся тогда процессом европеизации в Османской империи, экономика этих стран приобрела капиталистические черты.

С середины XX вв. начался третий этап, характеризующийся формированием непосредственно исламской экономической теории. Крушение колониальной системы, рост самосознания в мусульманских странах, растущее противоречие между мусульманской и западной культурами, приход к власти происламских лидеров и партий, сверхприбыли нефтегазовой отрасли - все это послужило значительным толчком к образованию новых институтов в странах Ближнего Востока.

Синтезируя трактовки различных ученых (М.У. Чапра, М.Н. Сыддыки, М. Икбал, М. Ф. Хан, А. Мирахор), можно определить исламскую экономику как науку, изучающую наилучшее использование ограниченных ресурсов с целью производства наибольшего количества разрешенных благ для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей в соответствии с положениями шариата. Кроме того, термин «исламская экономика» может относиться к народному хозяйству страны (Иран) или его части (Судан, Пакистан, Малайзия), стратегия развития которой построена на основе данной концепции.

В чем же заключается альтернативность исламской экономической теории? В отношении мусульман это, безусловно, возможность вести хозяйственную деятельность в соответствии с шариатом, которой они были, в сущности, лишены в результате колонизации или аннексии немусульманскими странами. Кроме того, это «золотая середина» между чрезмерной абсолютизацией частной собственности при капитализме и ее практически полным отрицанием при классическом социализме. Это не означает, что в исламе право частной собственности принижается по сравнению с капитализмом. Напротив, в отношениях между людьми право собственности признается и охраняется намного строже: достаточно вспомнить наказание в виде отсечения пальцев или кисти руки за кражу. Однако, согласно исламу, истинным владельцем всех видов ресурсов (материальных и нематериальных) является Аллах, а человек - лишь временное уполномоченное лицо, призванное использовать доверенные ему ресурсы на благо всей общины. Соответственно возникают определенные социальные обязательства в отношении результатов деятельности (например, закят). Поскольку интересы социума ставятся выше интересов индивида, то понятия альтруизма, партнерства и кооперации доминируют над понятиями эгоизма, индивидуализма и конкуренции, а «невидимая рука» рынка заменяется «видимой рукой» государства при распределении ресурсов и контроле над справедливостью цен.

Очень важным моментом является и значительная привязка финансового рынка к реальному сектору вследствие запрета ссудного процента. Ведь именно виртуализация экономических отношений, вызванная независимостью финансов, является причиной большинства кризисов современности. Многие исследователи (причем, не только мусульманские) утверждают, что ориентация на реальный сектор обусловливает устойчивость исламских институтов к глобальному финансовому кризису. К примеру, рентабельность активов пакистанского банка Habib в 2008 г. составила 146%, кувейтской инвестиционной компании Warba - 65,6%, суданской страховой компании El Nilein - 37,3%. Рост активов и депозитов исламских банков Малайзии в 2008 г. превысил аналогичные показатели обычных банков в два раза и составил 22,7% и 27,0% соответственно. В то время как чистая прибыль в целом по банку Ahli United (Бахрейн) сократилась на 13,9%, в его исламских отделениях чистая прибыль в 2008 г. выросла до 1,5 млн. долларов США (в 2007 г. эти отделения получили чистый убыток в 298 тыс. долларов США).

Особенности исламской экономической теории, которые мы будем рассматривать в дальнейшем, могут помочь решить те вопросы, которые сейчас стоят перед мировой экономикой. Понятно, что далеко не все даже в мусульманских странах горят желанием начать реализацию ее инструментов. Но тут примечательна Великобритания, правительство которой поставило цель превратить Лондон в центр исламских финансов Европы. В 2000 г. Банк Англии совместно с Казначейством создали рабочую группу по рассмотрению возможностей и проблем развития данной отрасли, и в 2003 г. в налоговую и регулятивную системы страны был внесен ряд необходимых изменений. В настоящее время в Великобритании функционируют пять исламских банков и 17 исламских отделений обычных банков (в частности, Citi Group, Deutsche Bank, HSBC, UBS и др.), а также исламская страховая компания Salaam Halal, причем мусульмане составляют лишь 3% населения страны. Более того, британское правительство рассматривает возможности по эмиссии исламских облигаций. Большое внимание также уделяется образованию в данной сфере: 55 различных учреждений предлагают курсы по изучению основ исламской экономики и финансов. Таким образом, Великобритания являет собой пример страны, не только толерантной к особенностям вероисповедания всех своих граждан, но и желающей занять позицию ведущего мирового финансового центра с учетом различных аспектов.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

По материалам «Полуостров»

Ссылки на тему:

Корпоративная социальная ответственность и исламские финансовые институты

Шариат-банкинг: украинские банки пытаются привлечь мусульманских инвесторов

Исламская экономика сильнее кризиса

Ислам и банковское дело

А может быть стоит задуматься? Об исламском банкинге заговорили в Украине

Исламская альтернатива

Фактор вероисповедания: кому банки доверяют больше

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.