Карикатуры с точки зрения Ислама. Позиции факихов

1
На фото: Карикатуры с сайта телеканала «Аль-Джазира»
01.12.2008
Оцените статью: 
(164 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Сегодня в информационной и психологической войне против Ислама широко используется весь арсенал средств – от заказного кино, индустрии сфабрикованных новостей, до оскорбительных карикатур и рисунков. Мусульмане же в этой ситуации не находят ничего другого, как выплескивать свой гнев в бессильной злобе и бессмысленной агрессии. При этом большинство мусульман элементарно не осознают, что они тоже могут использовать такое мощное оружие отстаивания собственных позиций и критики позиций недругов, как карикатура.

Салих ИБРАХИМ

Рисование без ширка

Поскольку вопрос дозволенности рисования изображений живых существ у многих мусульман до сих пор вызывает неоднозначную реакцию, стоит сразу же отметить, что, по мнению многих авторитетных богословов, нет ничего плохого в рисовании до тех пор, пока эти рисунки не изображают что-либо, запрещенное Исламом, например, обнаженную натуру, или другие непристойные сюжеты. Кроме того, изображение не должно преследовать цели почитания или прославления кого-либо.

Недозволенными являются как раз те фотографии и изображения, которые служат целям поклонения и почитания кого-либо или чего-либо, кроме Аллаха. То есть, те, которые служат целям ширка – придания Аллаху сотоварищей в поклонении. Если соблюдать при рисовании известные ограничения, то изображать на рисунке людей, животных и пейзажи следует считать дозволенным, утверждают многие ученые.

Особенно, когда рисование преследует определенные цели, которые без рисунков не могут быть достигнуты. Например, использование рисунков в процессе обучения, расследования преступлений, воссоздания исторических реалий или изображения той или иной ситуации, которую иначе, как рисунком отобразить нельзя.

Что же касается, как считается, существующего запрета на изображение живых существ, то стоит помнить, что этот запрет касается изображений, отбрасывающих тень. То есть объемных скульптур и статуй.

В своем комментарии на этот вопрос шейх Ахмад Кутти, старший преподаватель и ученый Исламского института в канадском Торонто заявил: «Не является запретным рисовать такие изображения в целях использования в процессе обучения и образования. Цель же запрета на изображение заключается в том, что оно в языческие времена использовалось как объект поклонения. То есть являлось прямым способом осуществления ширка.

Иными словами, изображения были запрещены только потому, что они служили целям поклонения кому-либо, кроме Аллаха, то есть осуществления ширка. Но сегодня, когда люди относятся к изображению живых существ совсем по-другому, у нас нет оснований рассматривать рисование изображений, как запретное. Особенно, если в использовании их есть ощутимые преимущества. Особенно в целях образования и исламского призыва».

Важно иметь в виду, что сегодня рисование и изображения являются мощным средством привлечения и удержания внимания людей, воздействия на их сознание, сообщения мощного информационного импульса. По этой причине мусульмане не могут просто позволить себе пренебрегать этим важным средством информационного воздействия на человеческое внимание.

Если же мусульмане продолжают упорно отказываться от использования изображений, то это наносит им только вред. Это в значительной степени снижает эффективность их информационной и просветительской работы. Поэтому мы можем спокойно использовать рисование и изображения в своих культурно-просветительских, призывных и информационных проектах и усилиях.

Карикатура на службе мусульман

Слово «карикатура» происходит от итальянского слова «caricare» со смыслом «нагружать», «преувеличивать». Оно означает сатирическое или юмористическое изображение, в котором художник через преувеличение каких либо характерных черт персонажа или ситуации добивается комического эффекта, или высмеивания изображенного героя.

Что же касается изготовления мусульманами юмористических коллажей, карикатур, шаржей и комиксов, то нам необходимо помнить, что мусульмане, согласно нормам исламской морали, должны избегать насмешек, высмеивания и оскорбления других людей.

Относительно этого Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Коран, 49: 11).

Это положение особенно подчеркивает доктор Абд уль-Фаттах Ашур, профессор толкования Корана во всемирно известном Университете «Аль-Азхар»: «В Исламе сатира и юмор регулируются определенными принципами и нормами исламской этики. Такое изображение, например, не должно оскорблять кого-либо, делать его источником злых насмешек, нанесения обиды или разжигания вражды между людьми».

По этому же поводу шейх Юсуф аль-Карадави, глава Международной ассоциации улемов, ссылаясь на уже приведенный аят Корана, говорит: «Не допустимо по Исламу высмеивать кого-либо, как это утверждает Всевышний Аллах в Своей Книге».

«Отсюда, нам следует уяснить важный момент, - продолжает аль-Карадави, - Согласно Исламу недопустимо подвергать осмеянию личность человека, его недостатки или пороки. Но если объектом исламской сатиры, юмористической карикатуры являются неправильные или порочные действия человека, то в этом нет ничего плохого. Тем не менее, мы должны помнить, что увлекаться подобным высмеиванием мусульманам все же не стоит, следует применять мусульманскую карикатуру по мере необходимости и не допуская нарушения исламских принципов охраны личности».

По вопросу карикатур высказался и заместитель председателя Европейского совета по фатвам и исследованиям, шейх Фейсал Мавлави: «Карикатуры, которые сегодня так широко распространены в современной прессе, и которые применяют некоторое преувеличенное изображение тех или иных черт человека, допустимы, если соответствуют следующим условиям».

«Во-первых, - утверждает шейх Мавлави, - карикатурами не следует высмеивать личность человека, порочить его или наносить ему иной вред. Подобные рисунки должны быть направлены на критику действий человека, а не самой его личности. Во-вторых, в карикатурах должно проводиться различие между обычными людьми и теми, кто находится у власти.

Поскольку власть предержащие находятся в центре внимания общественности, поскольку люди ожидают от них выполнения своих обязательств на благо страны, народа и религии, то любое их пренебрежение собственными обязательствами, интересами людей, злоупотребление властью в собственных интересах имеет важное значение. СМИ и общественность могут в таком случае подвергать их ошибки и проступки сатирической атаке и высмеиванию. Но при этом, опять-таки, должны соблюдаться исламские принципы этики».

По материалам Ислам.ру

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.