Мнения экспертов: возможен ли диалог между исламом и христианством?

Мнения экспертов: возможен ли диалог между исламом и христианством?
27.03.2008
Оцените статью: 
(147 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

На саммите Организации Исламская Конференция (ОИК), который проходил в Сенегале, был поднят один из самых актуальных для современного мира вопросов – о налаживании межконфессионального диалога между последователями ислама и христианства.

"Насколько реален диалог между мусульманским и христианским миром? Есть ли сегодня нужда в таком диалоге?". На этот вопрос попытались ответить эксперты из разных стран мира.

- Джон Эспозито, профессор Джорджтаунского университета (США) и директор-основатель американского Центра мусульманско-христианского взаимопонимания принца Алвалида бин Талала

- Мы живем в мире, где наше политическое, экономическое, религиозное и культурное будущее переплетено. ОИК призывает к великому диалогу между двумя ведущими и наиболее глобальными религиями в критический момент в мировой истории. Очень важно, что такая крупная международная организация как ОИК, объединяющая 57 мусульманских стран, отмечает необходимость диалога между мусульманами и христианами.

После событий 11 сентября международное сообщество все больше признает важность международного диалога. На Всемирном экономическом форуме создан Совет из 100 лидеров, Организация Объединенных Наций, под патронажем Испании и Турции, запустила Альянс цивилизаций, который опубликовал свой окончательный доклад в 2006 году и в настоящее время продолжает свою работу и проекты на международном уровне.

В то же время, предыдущие усилия и проекты межрелигиозного диалога были подняты в Ватикане. Совсем недавно был опубликован документ "Общее слово", изданный основными мусульманскими религиозными лидерами и представителями интеллигенции, призывающий к диалогу с мировыми лидерами христианства, основанный на общей приверженности и любви к Богу и ближнему, что является очень позитивным шагом. Документ получил положительные отзывы от основных христианских лидеров.

К сожалению, результатом терроризма стал опасный рост в Америке, Европе и других странах исламофобии (дискриминация по отношению к мусульманам на основе их веры или культуры). Исламофобия стала очень серьезной проблемой и угрожает стать новым антисемитизмом. Мусульмане в Америке, Европе и во всем мире глубоко озабочены и возмущены диффамацией ислама и мусульман. Этот факт и многие идеи, которые проливают новый свет на взгляды, убеждения мусульман во всем мире, находит отражение в моей только что опубликованной книге: "Кто говорит за ислам? О чем в действительности думает миллиард мусульман".

Важность религиозной и культурной идентичности среди большинства мусульман во всем мире очевидна. Они подчеркивают важность сохранения культуры, традиций и принципов, а также святынь и исламских ценностей. Вера в исламское наследие, которое имеет решающее значение для их прогресса, может быть ослаблена очернением ислама со стороны Запада и восприятием арабов и мусульман, как неполноценных людей.

На вопрос, что арабо-мусульманский мир мог бы сделать для улучшения отношений с Западом, ответ может быть следующим: "Представление ислама и исламских ценностей на Западе в позитивной манере".

В XXI веке глобализация поездок и коммуникаций привела к тому, что все мы граждане не только нашей конкретной страны, но и мира. Глобальная безопасность и гармония зависят от взаимного понимания и уважения.

- Мерве Кавакчи, эксперт Университета Джорджа Вашингтона (США), экс-депутат парламента Турции

- Начало диалога неверно оценивать как то, что ислам слабее христианского мира. Очень важен процесс доведения истинного ислама до христианского мира. Воспользовавшись диалогом между религиями, мусульмане могут устранить сформировавшиеся ошибочные представления об исламе.

- Омид Сафи, профессор теологии университета Северной Каролины (США)

- Мы живем в эпоху, когда все разделяют одно существование и одну планету. Как религиозные люди мы все одинаковы - имеем веру в единого Бога и Судный день. Я лично не думаю, что существуют отдельные понятия, такие как "мусульманский мир" и "христианский мир". В конечном счете, есть один мир, и мы все живем в нем.

В последнее время имели место важные теологические инициативы в направлении межконфессионального диалога. Многие из них возникли по инициативе и под руководством мусульман, и это интересный феномен. Я думаю, что такого рода разговоры (например, в Аммане, документ "Общее слово" и т.д.), реальны и необходимы.

В то же время, напряженность между этими двумя мирами носит, в основном, политический характер: это продолжающиеся войны в Ираке и Афганистане, то, что более 60 лет творится в Палестине. Именно эти конфликты сегодня составляют значительную часть напряженности между нашими народами, и до тех пор, пока мы не положим этому конец, невозможно будет решить этот вопрос. В конце концов мы поймем, что у нас нет другого пути, кроме как научиться жить вместе.

- Абдульвахид Альвани, религиозный исследователь (Саудовская Аравия)

- Диалог между исламом и христианством имеет исторические и религиозные корни. О диалоге ислама с христианами достаточно говорится и в Коране. Упоминания в Коране о диалоге лишь с христианами исходят из того, что они более близки к исламу.

Несмотря на наличие ряда проблем между мусульманами и христианами, диалог неизбежен. Наличие действительного диалога между двумя религиями может считаться началом решения многих проблем.

- Карл Эрнст, директор Центра по изучению проблем Ближнего Востока и мусульманской цивилизации, университет Северной Каролины (США)

- Я не думаю, что есть такие отдельные понятия, как "мусульманский" и "христианский" миры. Такие фразы означают, что существуют отдельные планеты, которые никогда не были в контакте. В действительности, существует единый мир, в котором мусульмане и христиане вместе живут на протяжении веков. Это различные религиозные группы, взаимодействующие на уровне политики, экономики, философии и культуры. До тех пор, пока люди говорят об отдельном мусульманском мире, отдельном христианском, или даже о таком понятии как "Запад", они укрепляют и создают конфликт. Эти выражения не являются точным описанием нынешней или исторической социальной реальности.

Диалоги происходят между мусульманами и христианами по всему миру. В то же время, есть определенные группы, которые пытаются остановить любой диалог между представителями различных религиозных групп. Это происходит либо потому, что конфликт считается желательным, или из-за надежд одной группы получить преимущества и даже господство над другой группой.

ОИК является не очень подходящим местом для серьезного обсуждения религиозных вопросов. Правительства не представляют религию, и, в сущности, нации-государства всегда переопределяют религию, подстраивая ее под свои политические интересы. Подлинный межрелигиозный диалог должен проходить на уровне академических и культурных обменов, вне правительств и средств массовой информации.

Я лично часто участвую в научных и культурных организациях, в большинстве мусульманских стран. В прошлом году я посетил полдюжины стран (Оман, Кувейт, Бахрейн, Турция, Иран, Малайзия), где имел серьезные дискуссии по религиозным и культурным проблемам с мусульманскими учеными. Я призываю других к участию в этой весьма важной деятельности.

По материалам ИсламНьюз

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.