Объективно распространение Ислама в Украине осуществляется ныне в двух направлениях. Первое – возрождение Ислама в среде народов, традиционно его исповедующих. Второе – приобщение к Исламу заинтересованных в нем представителей народов, исторически придерживающихся других религий.
Н.Ф. РЫБАЧУК, доктор философских наук, профессор.
Возрождение Ислама у традиционно мусульманских этносов началось и проходит довольно высокими темпами, хотя и небеспроблемно. Продвижение же по второму направлению порождает ряд сложных вопросов.
Любое религиозное движение имеет успех не только в силу его внутренних достоинств, его неоспоримой истинности. Успех приходит тогда, когда оно имеет опору в обществе, становится объектом заинтересованности. Применительно к Исламу в Украине сейчас складывается сложная ситуация. С одной стороны в Украине созданы правовые условия для развития различных религий, в том числе и Ислама. С другой стороны, Исламу приходится укреплять свои позиции не в вакууме, а в христианском преимущественно обществе. Реальность такова, что к мусульманам в украинском обществе относятся несколько насторожено. Причины тому - и память о войнах между украинцами и их южными мусульманскими соседями, и отсутствие этнических корней Ислама в восточном славянстве. И хотя, как пишет в своей работе "Ислам в Украине" украинский исламовед Н.И. Кирюшко, упомянутые войны не имели религиозного характера (не выдвигали религиозно-миссионерских целей), тяжелая историческая память в какой-то мере сохраняется. Ислам при этом воспринимается в среде украинства все же как чужеземная религия. За Исламом закреплен четкий архетип явления чужестранного. Наряду с этим, как говорится в вышеуказанной работе, менталитет украинцев в настоящее время не ориентирован на монотеизм в том виде, в каком он представлен в Исламе.
Вместе с тем бытует парадоксальное мнение о том, что украинцы в корнях своих, мол, те же тюрки, только говорящие по-славянски. Тогда неслучайными окажутся известные в истории факты, когда этнические украинцы принимали Ислам. Их анализ показывает, что обращение к Исламу происходило в большинстве случаев не в результате мировоззренческих исканий, а в контексте складывающихся жизненных обстоятельств, по практическим соображениям. Огромную важность приобретает также материальная, финансовая поддержка академического исламоведения в Украине, ведь известно, что не столько правоверные мусульмане знакомили Европу с духовным богатством Ислама, его философией и искусством, сколько ученые-исламоведы.
Сегодня "религии Пророка" необходимо вписываться в контекст национально-культурной жизни Украины. Дня преодоления обозначенных стереотипов Ислам не должен выступать перед лицом украинцев как религия арабов и тюркоязычных народов. Мусульманство в Украине должно словно бы обрастать элементами национальной культуры, сопряженной с Исламом. Путей здесь много, в том числе выпуск журнала на украинском языке, перевод на этот язык Корана и Сунны, использование столетних связей между культурами праукраинцев и фарсиязычных этносов и многое другое.
Особую значимость приобретает отказ от демонстративного подчеркивания исключительности, абсолютной истинности своей религии. Ведь Украина – страна поликонфессиональная, а украинцы – веротерпимый, толерантный народ. В общественном мнении закреплено убеждение о приемлемости и равенстве всех религий, действующих в рамках закона. Исламскому движению важно наладить диалог с другими конфессиями в Украине. Для этого нужны совместные акции, заявления, пресс-конференции, благотворительные мероприятия. Только в ходе совместных социально полезных акций будет преодолен существующий в отношении Ислама стереотип чужой религии.
По материалам ИсламНьюз.ру
Ссылки на тему:
Ислам в Украине: Основные этапы истории
Надежда исламского возрождения в Украине
Ислам в Крыму. Современные аспекты развития
Хиджаб в Крыму - давние традиции или дань моде?
Ислам и христианство в Крыму: диалог или "clash of civilizations"?