Размышления о некоторых итогах официального визита в Украину премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана

Размышления о некоторых итогах официального визита в Украину премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана
02.02.2011
Оцените статью: 
(168 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Нынешний официальный визит турецкого премьера в Украину стал логическим продолжением и одновременно важнейшей точкой отсчета в дальнейшей судьбе не только украинско-турецких отношений, но и перспектив нахождения Украиной своей модели и своей стратегии выхода на качественно новые отношения с Исламским миром, насчитывающим около 60 государств, многочисленных диаспор на всех континентах и объединяющим около 1 млрд. 600 млн. мусульман.

Мне представляется, что на этот раз Украина и ее политическое руководство попало, что называется, в “десятку”. Ведь речь шла об официальном визите руководителя мусульманской страны, которая уверенно выходит на ведущие позиции в мировой политике и становится лидером всего Исламского мира.

В основе такого стремительного и уверенного возрастания роли Турции в современном мире лежит комплекс факторов и, прежде всего ее нынешняя модель развития, опирающаяся на эффективное сочетания бурно растущего внутреннего рынка, широкого потока прямых иностранных инвестиций, умелого сочетания и грамотного использования инструментов рынка и государственного управления, повышение роли и значение факторов и механизмов исламской экономики и исламского финансирования. Сегодня Турция – это страна со 250-миллиардным внешнеторговым оборотом. По данным январского выпуска доклада Мирового банка “Глобальные экономические перспективы 2011”, валовой внутренний продукт Турции в 2010 году вырос на 8,7%. В это же время рост мировой экономики составил 3,9%, стран входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития – 2,7%, рост экономики стран еврозоны составил 1,7%. Эти цифры показывают, что рост турецкой экономики превосходит рост мировой экономики более, чем в 2 раза.

За последнее время серьезно изменилась внешнеполитическая ориентация Анкары. Не вставая на антиамериканский или антизападный курс, Турция, во-первых, осознает себя мусульманской страной, а, во-вторых, претендует на особую роль модератора на стратегически важнейшей, определяющей для мировой политики площадке от Балкан и Палестины до Ирана и Афганистана. Сегодняшняя Турция превратилась в место сборки важнейших узлов мировой и региональной безопасности, демонстрирующую свою независимую и в тоже время конструктивную и ответственную позицию.

Особое значение для укрепления позиций Турции в зоне Ближнего и Среднего Востока является стремление Анкары воссоздать на новой основе турецко-арабское единство. Конечно, речь не идет о воссоздании Халифата или Оттоманской Порты. Речь идет об укреплении солидарности и координации политики и стратегии Турции и Арабского мира. В данном случае Турция стремится предстать в качестве ведущей силы Исламского мира или “гравитационного центра”, как сказал министр иностранных дел Турции А.Давутоглу.

Сегодняшняя Турция предстает перед Арабским миром как динамичная, уверенная в себе мусульманская страна, в которой гармонически сочетаются лучшие исламские и европейские традиции, как сплав этих двух цивилизаций. Турция для арабских государств предстает сегодня как образец, модель для подражания и заимствования. Турецкая модель развития особенно впечатляет народы арабских стран на фоне практического краха навязанных им во времена колониальной и полуколониальной зависимости чуждых ихней ментальности, традициям и ценностям образцов социально-политического обустройства, созданных по западным лекалам. Сегодня арабские интеллектуалы активно дискутируют по возможностях использования в своих странах не только модель развития современной Турции, но и модель ее правящей партии – Партии справедливости и развития, давшей стране таких выдающихся руководителей и реформаторов как Р.Т.Эрдоган, А.Гюль, А.Давутоглу и других.

Опираясь на стремительно растущую экономическую мощь, повышения международного авторитета и престижа Турции, ее лидеры в области внешней политики проводят курс, обозначенный как достижение целей и задач на “стратегическую глубину”. Под этим понимается выдвижение и закрепление лидерства Турции на огромном пространстве - от Балкан, Ближнего и Среднего востока, Южного Кавказа, Черноморско-Каспийского региона, Центральной Азии. В течении последних лет Турции удалось добиться серьезных успехов в большинстве из перечисленных регионов этого ареала. Теперь очередь подошла и к нашей стране – Украине. Нужно отметить, что Украина нужна Турции не в меньшей, а , может быть, еще большей степени, чем сама она Украине. Несколько лет назад прежнее украинское руководство, пришедшее к власти на гребне так называемого “Помаранчевой революции” без устали убаюкивала себя фантазиями на тему “регионального лидерства” Украины в зоне Балто-Черноморской дуги. Однако эти увещевания не подкреплялись ни внутренними реформами, ни продуманной внешнеполитической линией. В результате ни одно из начинаний или проектов, выдвигаемых Украиной, не были реализованными, а иные и вовсе заканчивались на уровне обещаний или заявлений о намерениях. В результате Украина лишилась своего шанса стать региональным лидером в обозначенном регионе.

Турция же, в отличие от Украины, настойчиво и последовательно накапливала свой потенциал, которым она сейчас довольно эффективно пользуется. Вместе с тем, в Турции прекрасно отдают себе отчет о большом потенциале соседней Украине, с которой Турция была тесно связана столетиями непростых отношений. В условиях кардинальной ломки прежнего мирового баланса сил под влиянием глобального финансово-экономического кризиса, в локомотивы мировой экономики выдвинулись ряд азиатских стран, важное место среди которых занимает и Турция. Формируется новая архитектура мирового порядка. Этот ответственный период Украина с ее потенциалом, в том числе и геостратегическим, просто провисла. Как и три столетия назад, Украина может оказаться вовлеченной в зону воссоздания новой российской империи и кто знает, может быть, на этот раз, навсегда. Теоретически, она может продолжить курс на реализацию евроинтеграционных планов, хотя в это с трудом верится. И как раз, в этот момент, появляется Турция с ее широкомасштабными планами турецко-украинского сотрудничества. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что Аллах дарует Украине достойный шанс выйти из этой, фактически тупиковой ситуации.

Да, Турция нуждается в Украине, в ее огромном внутреннем рынке, где есть возможность развернуться и турецкому капиталу, и турецкому бизнесу. Но ведь и Украина получит в ответ колоссальную помощь и поддержку – и инвестициями и совместными проектами стратегической важности.

Возьмем, к примеру, енерготранспортную сферу. В результате бездарной и близорукой политики в этой области в течении ряда лет Украина оказалась под реальной угрозой потери своей роли важнейшего, ключевого узла на пути транспортировки энергоносителей из России и Центральной Азии в Европу. Буквально, н днях Евросоюз дал понять Украине, что ее идея о совместном украинско-российско-европейской ГТС не принята и Украина оказалась один на один с Россией. А Россия, как известно, разворачивает такие масштабные проекты поставки в Европу своих энергоносителей, минуя Украину, как “Южный поток” и “Северный поток”. Одновременно Евросоюз запустил свой многообещающий проект “Набукко”, в котором роль центрального узла передачи энергоносителей из Центральной Азии и Ближнего Востока получила Турция.

…Все это означает весьма печальные последствия для украинской газотранспортной системы, которая может оказаться просто невостребованной. В этих условиях выход на широкомасштабное сотрудничество в энерготранспортной сфере с Турцией позволят, по-нашему мнению, избежать нашей стране газовой удавки путем подключения к такому многообещающему проекту как “Набукко”. Этот трубопровод откроет южный коридор между Каспийским морем, Центральной Азией, северным Ираком и Европой. Для Европы проект “Набукко” является чрезвычайно важным, поскольку именно он сможет освободить целый регион от зависимости от России как главного поставщика энергоносителей. Недавно Евросоюз принял стратегически важное решение о резком сокращении до 2015 года поставок газа из России.

В этих условиях нахождения Украиной и Турцией согласованного алгоритма совместной роботы в реализации проекта “Набукко” станет для Украины своего рода спасительным кругом для будущего ее энерготранспортной системы. Она получит через взаимодействие с Турцией возможность соединения своей энерготранспортной системы с “Набукко” и тем самым, откроет для себя возможность диверсификации поставок энергоносителей из Центральной Азии и Ближнего Востока. Тем самым, Украина значительно улучшит свои позиции в труднейших переговорах с России и при условии последовательного и твердого отстаивания ее руководством национальных интересов своей страны в переговорах с Россией, сможет добиться более выгодных для себя условий сотрудничества в области поставок и транспортировки энергоносителей.

Турция, как и Украина, даже еще намного более безуспешно стучится в двери Евросоюза. Некоторые страны Евросоюза противятся возможному вхождению Турции в эту организацию. В этих условиях создания между Турцией и Украиной зоны свободной торговли и безвизового режима для граждан своих стран позволят, с одной стороны, создать более благоприятные условиях для реализации последующих шагов на пути к достижению цели вхождения в Евросоюз. Такой пример имеет и очень важное цивилизационное звучание. Он докажет тем лидерам стран Евросоюза, которые видят в мусульманской Турции угрозу своей идентичности и ценностям, что христианские и мусульманские страны могут успешно интегрировать свои экономики во всех сферах общественной жизни. Кроме того, создание Украиной вместе с Турцией зоны свободной торговли позволит нашей стране подключиться к сотрудничеству с обширной и очень перспективной зоной свободной торговли, создание которой инициировала Турция и которая включает в себя такие страны как Сирия, Ливан, Иордания, а в перспективе – Ирак. Именно через выход на широкомасштабное сотрудничество с этой группой стран Украина получит благоприятные возможности выхода на обширный ближневосточный рынок и многообещающие проекты, такие как транспортной путь “пяти морей” и другие.

Мы намеренно остановились на наиболее стратегически значимых направлениях дальнейшего украинско-турецкого сотрудничества в контексте итогов официального визита в Украину премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана. Задачи и цели, которые были обозначены в ходе визита, впечатляющи и в тоже время реальны. Во-первых, налицо понимание лидерами двух стран значимости развития этого сотрудничества для судеб этих стран. Во-вторых, созданы важные механизмы формализации взаимоотношений между Украиной и Турцией на уровне стратегического партнерства – Стратегический совет высокого уровня, который призван разрабатывать предложения к стратегии и основным направлениям отношений между Украиной и Турцией, координировать осуществление важных проектов по сотрудничеству в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарных сферах.

Принципиально важно также понять очень высокую значимость значения межцивилизационной составляющей во взаимоотношениях, как наших народов, так и стран. Волею Аллаха наши страны- соседи. Это значит, что они очень зависят друг от друга и добиваться успехов они могут только, действуя, как добрые соседи, как братья. История украинско-турецких отношений убедительно продемонстрировали значимость этой истины. Вспомним, хотя бы, как в самом начале своего руководства освободительной борьбой украинского народа славный гетман Б.Хмельницкий особое значение придавал формированию военно-политического союза между казацкой Украиной и Оттоманской Портой и ее союзником – Крымским ханством. Вспомним, как в самом выдающемся гетмане 17-18-х веков видели в Порте одного из важнейших гарантов украинской государственности на международной арене.

Сегодня, в один из самых ответственных и сложных моментов в истории современной Украины ее стратегический союз с Турцией является жизненно необходимым. Это – одна из важнейших гарантий будущего независимого украинского государства, его прорыва на те позиции в мире, которые достойны его народа.

Швед В.А, к.и.н., доц; ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраинской общественной организации “Украинский центр исламоведения”

Специально для Ислам в Украине

Другие статьи автора

К новому уровню украинско-турецкого сотрудничества

Последние теракты в России: выводы для исламоведения Украины

Поиски решения украинско-российских газовых проблем: долгая дорога переговоров

Приоритеты новой власти в Украине: обзор первых шагов

Украина после президентских выборов: обзор основных событий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.