Что есть умеренность в Исламе? Что означает быть умеренным? Это значит придерживаться середины и избегать двух крайностей. С одной стороны - халатности и небрежности, а с другой стороны - излишества и чрезмерности. Житейская мудрость учит нас быть умеренными во всех делах. Этот же жизненный принцип мы находим в Священном Коране.
В суре «Женщины» говорится: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (4:143).
В целом, речь идет о «золотой середине», предусматривающей отсутствие излишнего рвения в том или ином вопросе. Как по отношению к себе, своим действиям, так и оценке жизнедеятельности окружающих. Срединный путь очерчен перед нами в Коране и в суре «Рассказ»: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители (то есть трудись во благо вечной жизни), но не забывай о своей доле в этом мире! Делай добро, подобно тому как Аллах сделал добро тебе, и не распространяй на земле нечестие» (28:77).
Обратите внимание, как чётко здесь расставлены приоритеты. Человек должен в первую очередь совершать благие дела, чтобы заслужить довольство Всевышнего. Это наша важнейшая обязанность, потому что мы всецело нуждаемся в заботе нашего Создателя и бесконечно обязаны Ему. Но вместе с тем человек не должен пренебрегать собственным благополучием в этой жизни. Он должен создавать семью и заботиться о ней, благоустраивать свой быт и удовлетворять свои материальные, физические и духовные потребности. Тот, кто пренебрегает мирскими нуждами, отказывает себе в счастье на земле, а тот, кто пренебрегает нуждами духовными, лишает себя счастья и на земле, и на небесах.
В исламе религиозные и мирские интересы не сталкиваются, а дополняют друг друга. Подтверждение чего – в отсутствии в Коране заповеди, которая была бы во вред человеку или противоречила бы нашей природе.
Одним словом, правильное понимание смысла веры и закона Божьего не мешает человеку вести полноценную жизнь, занимать активную жизненную позицию и добиваться успехов в мирских делах. Наоборот, вера направляет творческую энергию человека туда, где он сможет принести наибольшую пользу себе и окружающим.
Современные богословы прекрасно осознают важность этого исторического момента и свою ответственность. Не случайно в исламском мире сформировалось целое направление, изучающее и пропагандирующее исламскую умеренность во всех ее проявлениях. Ярчайшим представителем этой когорты мусульман является не нуждающийся в особом представлении выдающийся мыслитель современности, глава Европейского совета по фетвам и исследованиям шейх Юсуф аль-Карадави. И здесь я хотел бы несколько затронуть геополитическую составляющую происходящего вокруг Ислама в мире, окружающем нас.
Переход от «исламо-фашизма» к «умеренному Исламу»
Парадокс в плане Ю.Карадави в том, что в 2007 году по отношению к нему в известном докладе «Rand Corporation» (занимается аналитическими и стратегическими разработками для американского правительства) «О создании умеренных исламских сетей» использовался термин «ложно умеренный». Причем словосочетание касалось не только его, но и известного швейцарского философа, автора концепции реальной интеграции мусульман в западное общество (при неизменяемости Акыды - исламского вероучения) Тарика Рамадана («Я - европеец, и я мусульманин» - тезис Т.Рамадана). К слову, он - внук основателя организации «Братья-мусульмане» Хасана аль-Банны.
Предваряя акцент на сказанное в докладе, обращу внимание, что он возник буквально через пару лет после массовых использований практически всеми мировыми СМИ с 2005 года терминов «исламо-фашизм» и «воинствующий джихадизм».
Так вот, уже в 2006 году зампредседателя Еврокомиссии, комиссар по вопросам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини выступил с предложением создать т.н. «Евроислам» (напомню, что сегодня он занимает пост министра иностранных дел Италии, и некоторое время назад выдвинул предложение продумать создание аналога «плана Маршалла» для стран Северной Африки при главенстве Европы).
Понятие «евроислам» обозначало принятие сообществом мусульман-иммигрантов Европы западных ценностей. Речь шла о демократических принципах, где на первом месте фигурировали права человека. Однако, общеизвестно, что на сегодня права человека подразумевают такие параметры, как признание однополых браков, легализация проституции, легких наркотиков и т.д. Что однозначно идет вразрез с постулатами не только мусульманской, но и любой из мировых религий. Следовательно, ни мусульманин, ни иудей, ни христианин не может принять на себя обязательство соблюдать данные моменты.
Как бы то ни было, в 2007 г. некое смягчение по отношению к исламской составляющей замечается и в США. Тогда и возник документ «Rand Corporation», актуализировший создание умеренных исламских сетей. Он фигурировал параллельно докладу «Война другими средствами». В материалах речь шла об уровне готовности США противостоять исламскому радикализму (так в тексте). Отмечалось, что с распространением «исламистских идей», «исламский экстремизм» становится одной из серьезнейших угроз безопасности США».
Тонкость, однако, состояла в том, что для успеха в противостоянии целесообразно «в большей степени опираться не на военных, а на гражданских специалистов».
Говоря другими словами, речь шла о переходе от вооруженной форме борьбы к идеологической. Но каким образом?
Исламисты и умеренные
Фактически мир Ислама оказался подразделенным на две категории: «радикальные исламисты» («радикальный Ислам»), с одной стороны, и «умеренные мусульмане» («умеренный Ислам») – с другой. Разделительной линией между ними определялось «признание нерелигиозных источников права», говоря другими словами, отказ от базовых исламских ценностей: т.к. основой «умеренного Ислама» должен стать уход от многих параметров шариата в угоду тем самым правам человека со всеми присущими этому понятию тонкостями.
Именно в этом контексте прозвучал термин «ложно умеренный» в отношении Ю.Карадави и Т.Рамадана. Данная канва позволила известному в мусульманских кругах сотруднику Института исламской мысли США Таха аль-Альвани подчеркнуть, что доклад преследовал целью не столько поиск путей противодействия радикализму, сколько был направлен против пропаганды умеренности в Исламе. Т.к. и Карадави, и Рамадан как раз-таки ратуют за реализацию идей аль-васатыйи, т.е. умеренности.
Как бы то ни было, на поверхности оказалась задача создания т.н. «умеренного Ислама». Что очень четко обрисовал нередко называемый «мировым теоретиком исламофобии», глава «Ближневосточного форума» Даниэль Пайпс. Он призвал: «Одержите победу над исламизмом и помогите мусульманам создать альтернативную форму Ислама».
Тогда же родилось понятие «Ислам lite», аналогия с Кола-Лайт, скажем, диетический напиток, облегченный. Такого рода «диетический» Ислам стал фигурировать в применении к мусульманам Косово. Рядом аналитиков отмечалось, что «албанцы, хотя и в большинстве являются мусульманами, если в чем-то и фанатичны, так это в своей симпатии к Америке. Албанский ислам - ислам умеренный и может служить преградой для радикализации европейских мусульман».
Здесь можно провести некую аналогию с понятием Smooth jazz («мягкий джаз», иногда переводится как «легкий джаз» или «гладкий джаз»). В начале 1960-х гг. классический джаз буквально был сметен с мировой музыкальной арены рок-музыкой. На то были, безусловно, свои причины, но интеллектуальное направление джаза кануло в лету. Так вот, на этом фоне появились новые веяния в джазе - более легкие для восприятия стили, например, Bossa-nova, а затем и джаз-рок, называемый фьюжн (сплав): т.е. сплав джаза и рока - уже не чистый джаз, а более легкий для восприятия публики. В 1990-е гг. особый размах получил smooth jazz (легкий, доступный), больше напоминающий поп-музыку или лирику с элементами джаза. Так сказать, «джаз со скидкой».
Так вот, «умеренный Ислам» оказывается фактически тем же религиозным фьюжном - сплавом ряда религиозных постулатов и «светского пакета», некоторые прелести которого идут вразрез с установками мировых религий. Тем самым, реальный Ислам (исламское вероучение) оказывается сбоку, а на поверхность выходит некая модернизированная форма мусульманства – «Ислам со скидкой» (от 20 до 80 процентов).
Мало этого, мусульмане противопоставляются друг другу. Так, в цитируемом докладе «умеренные традиционные мусульмане» противопоставлялись «модернистам». Говоря другими словами, любого мусульманина, призывающего к исполнению вероустава, вполне можно подвести под радикала или, как сейчас модно говорить, под исламиста-экстремиста. Тем самым, умма как бы стала подразделяться на «хороших» и «плохих» мусульман. Самое прискорбное, что при таком раскладе реальному Исламу не остается места, ведь в общемировом понятии фигурирует ракурс или умеренного мусульманина или радикального исламиста. При этом, реальный Ислам не то, что остается побоку, он аккуратно преподносится в качестве «радикально-экстремистского» по сути.
Таким образом, ракурс создания «умеренного Ислама» преследует целью ослабление исламской составляющей путем инициирования раскола мусульман.
Каким образом умме можно противостоять этому? Только активностью. Развитием собственного интеллектуального потенциала. Опыт Всеукранской ассоциации общественных организаций «Альраид» однозначно демонстрирует, что мусульмане вполне могут достичь успехов на этом поприще. ИншаАллах!
Теймур Атаев, политолог, Азербайджан teymur-ogtay@rambler.ru
По материалам arraid.org
Ссылки на тему:
Срединность как отличительное свойство исламской уммы
Весь мир, как мечеть. Исламская геополитика от Имама Шафии до Тарика Рамадана