Наталья Пророченко: Образованные мусульмане не становятся более секуляризованными, они выдвигают бóльшие требования к качеству веры

Кандидат історичних наук, доцент кафедри мов і цивілізацій Близького і Середнього Сходу Київського національного лінгвістичного університету Наталія Пророченко
28.05.2015
Оцените статью: 
(396 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Кандидат исторических наук, доцент кафедры языков и цивилизаций Ближнего и Среднего Востока Киевского национального лингвистического университета Наталья Пророченко приняла участие в международном круглом столе «Депортированный ислам», который состоялся в Киеве и был посвящен 71-й годовщине депортации крымскотатарского народа. Ученый выступила с докладом «Исламские модели альтернативной адаптации общества к мир-системным изменениям», с тезисами которой мы предлагаем ознакомиться нашим читателям.

 Уважаемые коллеги, хочу предложить вам обратиться к вопросу адаптационных ресурсов исламского социума, посмотреть на возможности этих ресурсов через призму современных мир-системных изменений.

В контексте общих для человечества вызовов я предлагаю обратиться именно к опыту исламской цивилизации. Как известно, современность ассоциируется с модернизацией, которая в широком смысле понимается как движение от традиционного к современному обществу, но современность имеет много образов. А что касается стандартов оценки степени современности, то к середине ХХ века нормативной моделью считалась европейская система институтов и ценностей. И даже некоторое время в значительном количестве неевропейских обществ она воспринималась как безальтернативная. Но сейчас попытки вестернизации оказались провальными и отброшены большей частью обществ, в том числе и исламским регионом.

Что касается новых вызовов и угроз в контексте существования единой мировой системы, которая хранит в своем фундаменте признаки европейской капиталистической формации, которая распространилась на большинство регионов мира, в том числе на исламскую часть, то главная угроза, которую можно выделить, это угроза для так называемых традиционных социальных солидарностей, для сплоченности сообществ. Отметим, что исламские сообщества, как и другие общества, находятся под давлением и интенсивной урбанизации, и демографического бума, и масштабных миграций, которые продолжаются в мире, в том числе и на Западе. Благодаря современным коммуникациям происходит проникновение новых и часто чужих идей и образов, которые конкурируют с традиционными ценностями и нормами.

Что касается наблюдений за реакцией исламских сообществ, то, обобщая, хотелось бы отметить, что элиты, интеллектуалы в исламских странах становятся активными участниками современных процессов, но вместе с тем сохраняют свою традиционную идентичность и отвергают некоторые аспекты западных стандартов, в частности гегемонию западной цивилизации.

Развитие стран исламского региона доказывает, что в процессах модернизации государства они используют западный опыт, но в то же время эти общества опираются на собственные культурные и исторические традиции и создают альтернативные современности, отличные от западного эталона. Например, именно Ислам остается языком универсального дискурса в мусульманских странах, несмотря на различия и природы, и структуру, и уровня развития отдельных обществ. Ислам остается регулятором многих общественных процессов мусульманских сообществ и, фактически, системой, которая определяет мировоззрение их представителей. И здесь важно посмотреть на роль традиции, которая остается живым ядром цивилизации и выполняет охранную роль для исламских социумов. Без сомнения, в мусульманском мире существует высокий уровень образованности населения, распространяются современные политические институты, динамично развивается экономика многих исламских стран, но они не приобретают западного характера.

Например, ожидания, что демократизация автоматически приведет к секуляризации или образованию аналогичных политических институтов в исламских странах не оправдывается. Да, образование распространяется в массах, но это не приводит к отталкиванию от веры. Более того, западные специалисты признают, что образование приводит к тому, что вера исповедуется более сознательно. Распространяется среди образованной части населения, которая доминирует в этих обществах, и количество исламских книг. Речь идет о книгах, в которых поднимаются вопросы, как воспитывать детей, как исповедовать Ислам, как верующему отвечать на вызовы современного мира. Образованные мусульмане не становятся более секуляризованными, они наоборот выдвигают бо̛льшие требования к качеству веры, если подходит такой термин.

Верующие сегодня не удовлетворяются выполнением предписаний и обрядов, они стремятся не только вдумчиво относиться к вере, но и уметь защитить свою веру, объяснить свои взгляды, более глубоко развивать дискуссию, в том числе и в рамках теологии.

Большинством экспертов признано, что крайние формы бедности менее распространены именно в странах исламского региона, в том числе и за счет того, что здесь хранится не просто традиция перераспределения совокупного продукта, функция которого выполняется государством и богатой частью населения, а еще эта функция опирается на мусульманские нормы, где подобное субсидирование является религиозным долгом, а не просто благотворительностью. В западном обществе это приветствуется, но в рамках исламской цивилизации является религиозным долгом. И несмотря на общемировую динамику роста сей пропасти между самыми богатыми и бедными слоями общества, этакие механизмы амортизации работают лучше именно в рамках исламской модели.

Значительная часть исламских стран по рейтингу ООН стабильно находятся в группе стран с высоким индексом развития человеческого потенциала, выше даже, чем в некоторых странах, с которыми их традиционно принято сравнивать, то есть со странами Западной и Восточной Европы.

Европейские структуры, политические модели развития не воспринимаются как очевидный эталон для подражания в исламском мире, однако Ислам продолжает жить своей собственной религиозной жизнью.

Наблюдая за сегодняшней реакцией исламских социумов на новые реалии, вызванные модернизацией и глобализацией, можно согласиться с мнением французского ученого Фернана Броделя о том, что модернизация не уничтожит плюрализма культур, которые веками существовали в рамках великих цивилизаций. И наш мир сегодня становится все более современным и все менее западным.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.