Сегодня невозможно определить границы исламского мира, — Юрий Кочубей

Сегодня невозможно определить границы исламского мира, — Юрий Кочубей
Сегодня невозможно определить границы исламского мира, — Юрий Кочубей
Третий день начался с основательного доклада известного ученого, дипломата сотрудника Института востоковедения им. Агафангела Крымского НАН Украины Юрия Кочубея
Третий день начался с основательного доклада известного ученого, дипломата сотрудника Института востоковедения им. Агафангела Крымского НАН Украины Юрия Кочубея
Сегодня невозможно определить границы исламского мира, — Юрий Кочубей
Третий день начался с основательного доклада известного ученого, дипломата сотрудника Института востоковедения им. Агафангела Крымского НАН Украины Юрия Кочубея

Продолжается работа IV Международной школы исламоведения, что открылась 20 июля в Исламском культурном центре Киева. Третий день начался с основательного доклада известного ученого, дипломата (первого посла независимой Украины во Франции), сотрудника Института востоковедения им. Агафангела Крымского НАН Украины Юрия Кочубея. Он предложил глубокий анализ современного состояния Ислама на Западе, подлинности модернизации, нынешних проблем Ислама и его последователей в странах Европы и поиска их решения.
Начиная лекцию, Юрий Николаевич обратился к слушателям школы:

 Мне очень приятно собраться со всеми нашими молодыми учеными, интересующимися проблемами Ислама, потому что в наше время не интересоваться ими  это уже, кажется, совсем отсталость. Ежедневно мы что-то читаем, где вспоминают Ближний и Средний Восток, арабские страны, Ислам Конечно, надо читать, что пишут газеты, но это не значит, что всему можно верить! И вот моя задача: дать вам какую-то долю знаний, чтобы вы могли сами делать выводы о том, что происходит в мире, а не читать, что пишут журналисты (к сожалению, они не всегда беспристрастны и недостаточно осведомлены, следовательно не могут избежать необъективности), и чтобы вы имели собственное мнение по вопросам, которые касаются Ислама вообще. Ну, а по Исламу на западе  это, как говорят, отдельная тема.

Прежде чем перейти к современному состоянию дел с Исламом в Европе, Юрий Николаевич отметил, что Ислам в Старом Свете появился достаточно давно. За достаточно короткое в исторической ретроспективе время (около века) от возникновения вероучения последователи Ислама были уже у Гибралтара (709 год), а затем дошли до Луары, и только битва при Пуатье немного затормозила экспансию  мусульмане отошли на Пиренейский полуостров.

В историческом экскурсе ученый вспомнил и о завоевании арабами Канарских и Балеарских островов, Мальты (где до сих пор говорят на диалекте арабского языка, хотя и используют латинскую графику), о мусульманском господстве на Балканах, продвижении религии вместе с ее носителями на берега Волги и в Центральную Азию, о мусульманах в Литовском княжестве.

 То есть мусульмане не сразу и не только в новейшее время появились в Европе,  отметил Юрий Кочубей.  Но после Второй мировой войны мусульман здесь действительно стало больше  из-за возникновения проблем в постколониальных государствах, в частности во Франции, которая пыталась за счет большого количества дешевой рабочей силы решить ситуацию с быстрым восстановлением страны. Города, прежде всего «красный пояс» Парижа и Марсель, заполнили жители северной Африки. Затем к ним присоединились члены их многочисленных семей, благодаря принятому Закону о воссоединении семей.

По мнению ученого, сегодня, когда не произошло ожидаемой ассимиляции мусульман, их «окультурации» по английскому примеру (привитие европейских ценностей и культуры через образование), а дешевая и неквалифицированная рабочая сила больше не нужна, Франция столкнулась с проблемой, что ее вызвало попрание прав и потребностей мигрантов. В районах, где компактно живут мусульмане, существует проблема безработицы и отсутствия достаточного количества сотрудников с качественным образованием, усиливаются протестные настроения, что приводит к определенной криминализации сообщества.

 На фоне острой социальной ситуации появились проповедники, что определенным образом «реисламизировали» и радикализировали молодежь  это имело печальные последствия. Например, среди террористов, атаковавших вышки «близнецы» в Нью-Йорке, были мусульмане европейского происхождения, имели европейское образование,  напомнил Юрий Кочубей и заметил:  Но не надо забывать, что были и определенные провокации: карикатуры на пророка Мухаммада, публикация «Сатанинских стихов» Салмана Рушди и тому подобное. Не учитывали того, что у мусульман это вызывает возмущение, что они не могут воспринимать атеизм как идею, не могут мириться с бездуховностью.

В своей лекции исламовед раскритиковал идею так называемого «евроислама», что муссируют в последнее время. По мнению Юрия Кочубея, Ислам является Исламом  он единственный и не может распределяться на некие «разновидности»:

 Ислам нельзя менять, в соответствии с теми или иными условиями, местностями, временем. Существует единственная доктрина, вероучение. Ислам должен быть аутентичный  такой, как он записан в сунне Пророка. А проблему сосуществования мусульман и немусульман в немусульманском окружении можно решать с помощью Совета по фатвам, получающего разъяснения по поводу тех или иных действий или разрешения,  отметил ученый, напомнив, что и Посланник после переезда в Медину советовался с немусульманами:  То есть, был пример налаживания диалога для мирного сосуществования.

Вспомнив миф о свойственному Исламу агрессивному отношению к немусульманскому миру, ученый заметил:

 Ну, во-первых, сегодня невозможно определить границы «исламского мира», потому что мусульмане живут везде. Во-вторых,  и это только свежие примеры  в 2008 году в Мардине исламские ученые признали террористическую деятельность радикалов-экстремистов неприемлемой и призвали отказаться от практики террора. А была еще и Хайдарабадская конференция Хартию против терроризма подписали представители более 400 мусульманских организаций!

В лекции Юрий Кочубей подробно проанализировал состояние мусульманских общин в Германии, Франции и Великой Британии и исследовал источники проблем, опровергнув много предубеждений относительно Ислама и его последователей, а также прокомментировал некоторые процессы и тенденции.

Юрий Николаевич ответил на многочисленные вопросы слушателей школы.

Напомним, по итогам работы школы материалы будут обнародованы в V выпуске сборника научных статей «Аль-калям».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.