Конфессиональная самоидентификация, как способ ориентации в социально-политическом пространстве

Конфессиональная самоидентификация, как способ ориентации в социально-политическом пространстве
Конфессиональная самоидентификация, как способ ориентации в социально-политическом пространстве
11.04.2006
Оцініть статтю: 
(70 оцінки)
oleg
Зображення користувача oleg.

Сегодня становится все более очевидно, что даже такая, традиционно воспринимая как православная, страна как Украина, не может быть полностью нейтральной по отношению к политизированным версиям ислама. Под влиянием усиления миграционных потоков, демографический баланс и этно-конфессиональный ландшафт страны может динамично измениться уже в среднесрочной перспективе.

\"Вторая, более изощренная группа врагов Ислама, считает, что религия стоит отдельно от управления государством и политики. Следует сказать этим невеждам, что в Священном Коране и Сунне говорится больше о политике и управлении государством, нежели о других проблемах. И даже большая часть исламских заповедей, касающихся богослужения и поклонения Аллаху, имеет политический характер и небрежение ими приносит многие беды. Пророк Ислама создал государство наподобие других государств мира, однако целью его было развитие социальной справедливости. Первые исламские халифы обладали широкой властью. Правление Али ибн Абу Талеба также преследовало эту цель и является одним из исторических примеров\".

(Аятолла Хомейни \"Завещание\")

Социально-политические условия активизации исламских общин в Украине. Общая экспозиция.

Становление и активизация политического ислама в Украине относится к явлениям если и не охотно ожидаемым, то, во всяком случае, относящихся по своему определению к разряду событий, которые здесь неизбежны, существуют и развиваются по объективным законам, а значит подвластны реальным оценкам и прогнозам. Во всяком случае, то обстоятельство, что традиционно проживающие в Украине мусульмане, образовав поначалу здесь свои духовные центры, уже в самое ближайшее время попытаются активно включиться в политическое состязание с другими социальными и политическим группами, составляющими электоральное поле страны, ни у кого из серьезных политических аналитиков никогда не вызывало сомнения. Однако иной ряд вопросов, сугубо прагматического свойства, представляется сегодня много более важным, актуальным и открытым, нежели простая констатация общего расширения социально-электорального пространства исламской конфессии в Украине. Главные из них относятся к определению того:

  • насколько вероятно, что уже в краткосрочной перспективе представители ислама могут выступить внутренне организованной и консолидированной политической силой?
  • обладают ли они оптимально сложившимися и институциональными структурами, целью и программой для участия в кампаниях во время муниципальных и центральных выборов в законодательные органы страны?
  • Какие, в этом случае, результаты можно ожидать от этой группы и к каким последствиям может привести появление в электоральном пространстве Украины политически окрашенного исламского движения?

Следует отметить, что возникновение ислама на территории современной Украины восходит к периоду тотального проникновения сюда христианства. Кроме того, некоторые этнические группы, вошедшие в последующем в состав современной украинской политической нации - волжские булгары, половцы (кипчаки, куманы), огузы, черные клобуки, татары, хазары, евреи и пр. - отчасти были носителями ислама, иудаизма и ранних форм христианства. В последующем многие из нехристиан принимали христианство, исходя более из адаптивно-прагматических соображений, нежели из собственно теологических побуждений. А это значит, что в глубине коллективной генетической памяти и экзистенционального самоощущения этих людей, многие религиозные догмы и постулаты, обязательные для истинных христиан, представлялись отнюдь не бесспорными, а значит и не обязательными для их неукоснительного выполнения.

Однако, при всем своем чрезвычайном научно-теоретическом интересе, затронутые нами вопросы выходят далеко за рамки заявленной в данной статье темы в область социальной и индивидуальной психологии, а также в анализ теологических тонкостей ислама и христианства. Это обстоятельство побуждает нас продолжить анализ в формате сугубо политологического экскурса, хотя, при рассмотрении причинно-следственной связи и сущностных характеристик происходящих явлений, игнорировать или недооценивать историко-культурную и социально-психологическую подоплеку возникающих событий было бы и методологически, и по существу, неверно.

Отметим для начала наличие объективных факторов, определяющих распространение ислама в Украине: традиционно-историческое, компактное проживание на территории Украины крымскотатарского народа (полуостров Крым и прилегающие к нему степные зоны юго-востока страны);

наличие значительной колонии волжских татар, прежде всего, в промышленных зонах Донецкой и Луганской областей, а также дисперсное проживание буквально во всех областях Украины азербайджанцев, выходцев из Северного Кавказа, представителей национальных групп из бывших советских республик Центральной Азии (а в последние годы - из Афганистана, Бангладеш, Пакистана, Северной Африки и Арабского Востока).

Анализ динамически меняющейся демографической ситуации позволяет говорить о том, что привычное восприятие Украины, как страны с преобладающим славянским населением, может в обозримой перспективе существенно измениться. Значительное число людей, представляющих вышеперечисленные этнические группы, традиционно исповедующие ислам, ставят перед исследователями социальных и политических дисциплин, дополнительные и весьма непростые задачи.

Необходимо учесть при этом, что возникшее направление развития ситуации в Украине со всей очевидностью свидетельствует о расширении иноэтнической миграции и о массовом укоренении на ее территории неславянских этнических групп. Очевидно, что эти процессы могут существенно повлиять на усиливающиеся тенденции изменения существующего на сегодня межэтнического и демографического баланса населения страны. Очевидно также, что возникшие устойчивые тенденции демографического развития страны, по-новому формулируют задачи социальных и политологических наук в Украине.

Иными словами, можно утверждать, что изучение роли и места исламских общин в украинском социуме и политикуме, как явления социокультурного, и исламских партий, в качестве фактора, который может оказать достаточно сильное влияние на меняющийся демографический и политический ландшафт Украины, становится сегодня одним из важнейших условий, определяющих, в конечном счете, векторы социально-политического развития украинского общества и политикума.

Понимание обозначенных нами вопросов может определить принцип само идентификации и конфессиональной стратификации украинского общества и его государственных институтов, их ориентацию в пространстве международной политики. Это, в конечном счете, может помочь в определении действительного баланса интересов различных социальных, политических и конфессиональных групп, а также алгоритм и ориентиры исторического развития украинской политической нации и формирующегося корпуса ее государственных институтов.

Становление исламских центров в Украине.

Первые признаки активизации исламских центров на территории Украины появились со времени возвращения на историческую родину крымских татар, которые стали организовываться в небольшие группы с целью защиты своих юридических, социальных, политических и религиозных прав. Ситуация определялась, не в последнюю очередь, тем, что ряд вопросов, решение которых было делегировано репатриантами образованному ими Меджлису крымскотатарского народа, не решался. Или же решался не в пользу рядовых людей. Причем, многочисленные заверения руководителей Меджлиса о том, что они пытаются добиться от властей удовлетворения всех требований народа, не всегда воспринималось рядовыми людьми с должным доверием и пониманием. Надо признать, что для подобного рода сомнений и недоверия к действиям своих национальных лидеров у рядовых репатриантов были немалые основания. Ведь ни для кого не являлось секретом, что Меджлис крымскотатарского народа, стал приобретать признаки и характеристики бюрократического института со всеми, присущими такого рода организациям, негативными чертами. Кроме того, как повелось с достопамятного периода \"развитого социализма\", повседневная жизнь рядовых людей убеждала их, что многие проблемы, связанные с их бытовым и социальным обустройством и поиском работы не всегда и не обязательно зависели от правильных законов и постановлений. Гораздо более эффективно эти вопросы решались не в кабинетах местных властей, а на досуге и в режиме приватных бесед. Причем, как правило, не в пользу рядовых представителей крымскотатарского народа. Надо заметить, что местные власти никогда не скрывали своего негативного отношения к репатриации крымскотатарского населения в Крым, не без основания опасаясь того, что их прочные позиции в управлении и в распределении ресурсов, а также ничем неограниченные права в осуществлении административной и кадровой политики на полуострове, будут в значительной степени ослаблены. Именно этими причинам объяснялись репрессивные меры, направленные против первых татар-репатриантов в конце 80-х - начале 90-х годов, предпринимавшиеся в Крыму под непосредственным руководством областной и районных администраций. Факты, иллюстрирующие многочисленные нарушения прав крымских татар со стороны административных органов АРК, множатся и по сей день, вызывая громкие протесты и манифестации со стороны последних.

Разумеется, несправедливость по отношению к удовлетворению элементарных требований и репрессивные акции властей полуострова, направленные на запугивание и подавление политической воли, вызвали у возвращающихся на свою родину крымских татар устойчивое чувство недоверия и неприязни ко всякой власти и дополнительную мотивацию для организованной защиты своих гражданских и социальных прав и свобод через создание альтернативных политических и, в первую очередь, конфессионально-политических структур.

Первая организованная структура мусульман возникла в Крыму в 1991 году посредством создания Кадията, который в последующем трансформировался в Духовное управление мусульман Крыма - ДУМК. Этой организованной структуре был предоставлен статус мухтасибата, то есть самостоятельной в каноническом плане административной единицы, возглавляемой имамом-мухтасибом. В системе религиозной иерархии ДУМК признавало над собой авторитет муфтия и добровольно подчинялось его распоряжениям. В компетенции ДУМК оставалось право самостоятельно осуществлять международные связи. Естественно, что своей первоочередной задачей ДУМК считает пропаганду предписаний Корана. Во исполнение этой задачи ДУМК занимается распространением исламского учения, создает необходимые условия для отправления мусульманами своих обязанностей перед Аллахом, осуществляет благотворительную деятельность, принимает участие в возрождении мусульманской культуры Крыма, содействует освоению людьми духовных и нравственных ценностей, а также пропагандирует среди своих членов идею здорового образа жизни. ДУМК способствует созданию новых мусульманских общин, основывает учебные и благотворительные учреждения, учреждает средства массовой информации и прочее. Первым муфтием Крыма был избран хаджи Сейитжалиль-эфенди Ибрагимов, которого в последующем сменил Нури-эфенди Мустафаев. 4 декабря 1999 года муфтием Крыма был избран хаджи Али Абу Аблаев.

Параллельно с ДУМК в Украине действуют и другие мусульманские центры. Прежде всего, это Духовное управление мусульман Украины - ДУМУ, которое было создано в Киеве в 1992 году.

Следует учесть то обстоятельство, что в южных и юго-восточных регионах Украины проживает более 80% из всего количества приверженцев исламской религии. Это обстоятельство вызвало обвинение, направленное в адрес столичного руководства ДУМУ со стороны региональных мусульманских центров в его неполной легитимности и в несоответствии занимаемого им статуса в \"табели о рангах\" - установлениями, сложившимися в системе канонической исламской иерархии. В свою очередь, Киевские руководители ДУМУ обвинили региональные отделения в исламском фундаментализме. Что, в переводе на язык современных представлений, возникших под влиянием российской античеченской пропаганды и, в глазах подавляющей части населения, означает примерно то же, что и законченный террорист.

Возникший раскол привел к созданию еще одного Духовного центра в Донецке. Таким образом, часть мусульманских общин Украины, по тем или иным соображениям не вошедших в ДУМК и ДУМУ, объединились в 1994 году вокруг Ассоциации независимых общин мусульман, председателем которой стал Рашид Брагин. На основе возникшей организационной структуры 23.09.1994 года был создан Духовный центр мусульманских общин Украины - ДЦМОУ во главе с Р. Брагиным. ДЦМОУ был зарегистрирован 12.01.1995 года. Муфтием этого мусульманского центра был избран Айса Хаметов. С начала 2000 года муфтием был провозглашен Сулейман Якубович Мухамедзянов.

В Украине существуют мусульманские общины, которые не входят ни в один из указанных выше центров. Правда, время от времени, они предпринимают эпизодические попытки объединиться в единую организацию. К таким попыткам можно отнести инициативу создания Независимого духовного управления мусульман Украины (НДУМУ), которое объявило о своем намерении объединить к концу 1999 года 11 крупных мусульманских общин из Донецкой и Запорожской областей, а также из Одессы, Луганска и Киева. Однако несогласованность действий инициаторов новой организации не позволили им оперативно решить формальные процедуры ее регистрации в государственных органах. Возможным компромиссным вариантом уже существующих на сегодня в Украине мусульманских центров мог бы стать Совет мусульманских общин Украины (СМОУ), инициативу создания которого взяли на себя Канафия Хуснутдинов, Шакир Яхьяев и Ильзим Толстяков. На первом этапе создания Совета в противовес ДУМУ, возглавляемому шейхом Ахмедом Тамимом (кстати, не являющимся гражданином Украины), ими был создан муфтият, который возглавил Сулейман-эфенди Мухамедзянов - действующий муфтий Киева.

Перечисление возникших в последние годы на территории Украины параллельно существующих мусульманских центров обнаруживает полное отсутствие сколько-нибудь внутренне взаимосвязанной, общей для каждой из них, единой структуры. На сегодня ни один из выше перечисленных центров не может единолично и легитимно выступить от имени всех мусульман Украины перед государством и перед международными организациями.

Единственно возможный выход из возникшей патовой ситуации состоит в достижении компромиссов между лидерами основных мусульманских центров и объединений, в определении ими основных приоритетов, направлений и задач, стоящих перед мусульманской общиной страны, в координации действий и договоренности о создании в уже краткосрочной перспективе Всеукраинского духовного центра мусульман. Важным фактором консолидации отдельных мусульманских организаций является повышение их доверия к центральным органам управления. Путь к этому лежит через создание механизмов, балансирующих интересы центра и периферии посредством фактического признания регионального статуса всех действующих сегодня на территории Украины духовных мусульманских управлений.

Большинство рядовых мусульман Украины испытывают естественную тягу к подлинному единству и большей координации деятельности своих общин. Все последние годы это стремление выражалось в неоднократных попытках коллективно определиться по отношению к самым ключевым вопросам текущей жизни, выработать совместную позицию по наиболее сложным проблемам современности, как в индивидуально-поведенческом и мировоззренческом, так и в теологическом аспектах. Одной из таких попыток стало проведение в 1994 году представительного съезда мусульман Украины, который планировалось провести в Симферополе в сентябре 1994 года. Оргкомитет съезда возглавил Сейитджалиль-эфенди Ибрагимов - тогдашний муфтий Крыма. Подготовка к этому съезду продолжалась четыре месяца. За это время было организованно четыре региональных встречи, на которых обсуждались принципы консолидации разрозненных исламских общин и центров, регламент проведения съезда, квоты для региональных представительств и прочее.

Однако, неожиданно для большинства его непосредственных организаторов, ситуация проведения съезда приобрела скандальный характер - ДУМУ выступило с инициативой проведения съезда в Киеве и, не дожидаясь согласия остальных участников съезда, провела его 16 сентября.

Но, как и следовало ожидать, сразу же после завершения этого съезда, многими представителями региональных мусульманских организаций, был поставлен вопрос о его легитимности. Основания для подобного рода обвинений у противников ДУМУ имелись. И вполне веские. Дело в том, что на съезде отсутствовали представители ДЦМОУ и ДУМК. Кроме того, делегаты, принявшие участие в работе съезда, представляли только лишь 17% от всего числа мусульман, проживающих на территории Украины.

Вследствие того, что съезд был проведен в нарушение регламента и в отсутствие региональных представителей, он так и не стал объединительным. По существу, его руководящие органы и рядовые участники решали внутренние вопросы ДУМУ. При этом они не отдавали себе отчета в том, что подобная тактика игнорирования интересов большинства верующих, привела к углублению раскола мусульманского движения в Украине.

Как и следовало ожидать, проведенный руководством ДУМУ нелегитимный съезд, имел крайне негативные последствия для дальнейшего развития ситуации. Когда, в намеченный срок - 23 сентября 1994 года, делегаты почти из всех областей Украины, а также зарубежные гости представлявшие международное исламское движение, съехались в Симферополь для участия в объявленном ранее съезде, то все они получили уведомление о запрещении съезда в виду \"опасной санитарно-эпидемиологической ситуации в Крыму\".

Срыв намеченного съезда мусульман Украины стал причиной дальнейшей поляризации мусульманских организаций и центров, возникших в стране. Более того, последствия этой неудачи негативно сказываются на всем мусульманском движении, мешая отдельным центрам и организациям, объединится вокруг единой и общей для всех идеи и программы развития.

В последующие годы ситуация не только не прояснилась, но, напротив, приобрела еще большую неопределенность. Так, 26-27 сентября 1997 года в Донецке прошла Учредительная конференция, и был официально представлен Устав Партии мусульман Украины - ПМУ.

Появление ПМУ стало, далеко не ординарным и во многом неожиданным событием не только в политической, но и в конфессиональной жизни всей Украины. В контексте политических процессов, происходящих в Украине, это событие было обусловлено целым рядом объективных фактов и обстоятельств, характеризующих процесс начавшейся в стране конфессиональной и политической активизации мусульман.

Первым из объективных факторов, обусловивших появление в Украине исламской политической партии, состоит в следующем: при отсутствии единого духовного центра мусульман в стране существует острейшая необходимость в организации, которая могла бы взять на себя функции объединения единоверцев в решении их насущных проблем. Инициатор создания ПМУ, тогдашний председатель духовных общин мусульман Донецка Р. Е. Брагин сделал заявление по поводу ее создания: \"Нынешние духовные центры Украины не в состоянии объединить мусульман и отстаивать их интересы в полной мере. Поэтому создание партии вызвано самой жизнью\".

Во-вторых, ПМУ стала первой в стране партией, включившей конфессиональные признаки в само свое название. В Программе ПМУ провозглашалось, что партия \"объединяет граждан Украины, стремящихся различными способами содействовать выходу из всеобъемлющего кризиса, превращению ее в великую и процветающую страну, обеспечению счастья и благополучия народам мусульманской культуры, другим национальным меньшинствам, всем членам украинского общества\". Примечательным при этом было то, что в уставе партии отсутствовало обязательное требование к членам партии исповедовать ислам.

В-третьих, в руководящие органы ПМУ вошли бывший (Р. Е. Брагин) и нынешний (Р. Б. Брагин) председатели религиозных мусульманских общин, другие известные религиозные мусульманские деятели Украины. Хотя в руководство партии вошли представители бизнеса, в частности, Р. Е. Брагин, Ф. С. Махаметов, Р. Ш. Иванков, А. Г. Абдалжанов и другие, консолидирующим фактором выступили все же не экономические и корпоративные интересы этой группы ее членов, а этнокультурные и религиозные ценности, а также принципы защиты социальных прав и гражданских свобод рядовых представителей мусульманской общины Украины.

Спустя два месяца после Учредительной конференции - с 22 по 25 декабря 1997 года, там же, в Донецке, где находится штаб учредительной группы и актива партии, прошел I съезд ПМУ, на котором была утверждена предвыборная платформа, избирательный список, внесены изменения и дополнения в Устав партии. Однако развитие предвыборной ситуации показало, что рассчитывать на успех в предстоящей выборной кампании для новообразованной партии, было бы не реально, - до начала парламентских выборов оставались считанные месяцы.

Так оно и произошло: в результате выборов в ВР Украины по общегосударственному многомандатному округу ПМУ получила 52574 голоса или 0,1980% от общего числа голосов избирателей Украины. Приблизительно тот же результат ПМУ получила и в одномандатных избирательных округах.

24 апреля 1999 года в Донецке состоялся второй съезд ПМУ, на котором были внесены дополнения и поправки к Уставу партии, а также утверждено постановление о поддержке на предстоящих президентских выборах действующего Президента Украины - Л. Д. Кучмы. По данным мандатной комиссии, на 1 марта 1999 года в ПМУ состояло 5 тысяч членов. Председателем ПМУ является Р. Е. Брагин. Главной целью партии провозглашается: \"содействие формированию и выражению политической воли граждан, обновлению общества, углублению демократических процессов в интересах Украины, достижению гражданского, межнационального и меж религиозного согласия\".

Однако и в области политического строительства в мусульманской общине не удалось избежать раскола. В декабре 1999 года, по инициативе актива несуществующего Всеукраинского духовного управления мусульман Украины (о спонтанности возникновения его говорит хотя бы несуразное название - \"Всеукраинского\"… \"Украины\"- Р.Д.) была предпринята попытка, проведения в Запорожье, независимо от ее донецкого руководства, внеочередного съезда ПМУ.

Инициативная группа этого съезда, возглавляемая начальником отделения Запорожского летного училища, генерал-майором Ф. И. Акчуриным, собрала делегатов, представляющих 11 (из 14 зарегистрированных в Украине исламских организаций - Р.Д.). Делегаты запорожского съезда заявили, что донецкая партийная организация ПМУ не является с этого момента легитимной и что по решению съезда, единственным полномочным представителем ПМУ отныне являются представители всеукраинского съезда ПМУ, проведенного в Запорожье. Документы запорожского съезда ПМУ были направлены в Государственный комитет Украины по делам религий.

Однако донецкая фракция ПМУ выразила свое несогласие с решением запорожского съезда и поступила вполне в духе времени - она просто не передала свою печать вновь зарегистрированной партии. Все попытки запорожского руководства партии уговорить донецкую фракцию подчиниться решению проведенного ею съезда не увенчались успехом.

Начало 2000 года прошло для руководства активистов ПМУ в бурных переговорах. В поисках конструктивного выходя из создавшегося положения, запорожское руководство ПМУ приняло решение официально создать Всеукраинское духовное управление мусульман (ВДУМ), одной из задач которого стала консолидация всех мусульман Украины. Кроме того, как надеялись лидеры ПМУ, создав ВДУМ, они получили бы в лице этой организации мощное подспорье при лоббировании своих интересов среди мусульман всей страны.

Исходя из этих соображений, руководство запорожской фракции ПМУ, в январе 2000 года, объявило о своем намерении провести учредительное собрание, на котором предполагалось окончательно утвердить ВДУМ в качестве полномочной организации и выбрать его руководящие органы. Предварительно были определены место и дата проведения собрания - 13-15 марта 2000 года в городе Запорожье. В ответ на эту совместную акцию ПМУ и активистов ВДУМ, ДУМУ срочно назначает дату своего съезда (02.03.2000 г., Киев) и проводит его. Спустя неделю (Донецк, 08.03.2000 года), свой съезд проводят Донецкий центр мусульманских организаций - ДЦМО и донецкая фракция ПМУ.

Вполне закономерно, что проведенные одно за другим мероприятия, полностью дезориентировали рядовых мусульман Украины, которые окончательно перестали понимать, что стоит за всеми этими акциями. А потому отказ инициаторов создания ВДУМ и запорожской фракции ПМУ от проведения учредительной конференции представляется единственно верным, поскольку настаивать на непременном учреждении новой организации, призванной консолидировать мусульман Украины, в условиях очевидного раскола движения, стало попросту нереальным.

Сложившаяся ситуация, когда решение болезненных вопросов уходят вглубь и не поддаются контролю со стороны общественности, представляется для целостного общенационального процесса укрепления гражданского мира и национального согласия Украины не вполне благоприятной, поскольку создает для него весьма существенную угрозу размежевания по конфессиональным и национальным признакам.

И все же, несмотря на возникшие коллизии, связанные с внутренним противоборством между отдельными исламскими организациями, центрами и фракциями, тормозящими цивилизованное развитие мусульманской общины в Украине, идея ее институционализации продолжает оставаться актуальной.

Перспективы этого процесса связаны, на наш взгляд, с деятельностью на территории Украины многочисленных Исламских культурных центров.

Но эта чрезвычайно запутанная тема требует своего углубленного исследования, которое выходит за пределы круга вопросов, заявленных в данной статье.

P.S. В эпиграф этой статьи нами было вынесено высказывание наиболее влиятельного лидера возрождения исламской конфессии - имама Аятоллы Хомейни - о месте ислама исключительно в качестве государственной религии. Чтобы избежать возможных недоразумений по отношению к концепции \"огосударствления\" религии, имеет смысл пояснить собственную позицию относительно этой проблемы. По целому ряду причин, и, в первую очередь, по причине своих мировоззренческих позиций, в основе которых лежит принцип обязательной секуляризации всей системы общественных и государственных институтов, существующих в стране, автор не может поддерживать высказываний одного из наиболее категоричных и последовательных проводников государственного ислама. Однако, учитывая, что иррациональный фактор, который лежит в основании всякого протестного выступления народных масс, в момент масштабных социально-экономических кризисов может выступить в качестве ведущего мотива, который при этом трансформируются под воздействием популистских и ясно ощущаемых требований и целей. В подобной ситуации нельзя отрицать опасности реставрации идей передачи государственной власти в стране под эгиду какой-либо из религиозных конфессий, о необходимости которой высказывался автор приведенной выше цитаты. Сила подобного рода популистских лозунгов состоит в том, что они отвечают \"социальным ожиданиям\" наиболее социально, материально и юридически уязвимых слоев общества, каковыми сегодня, в силу целого ряда объективных причин, является достаточно многочисленная часть населения Украины, традиционно исповедующих ислам. \"Горячим примером\" и \"живой иллюстрацией\" развития ситуации в направлении крайней политизации ислама, являются регионы Центральной Азии и Северного Кавказа. Не вполне стабильна и ситуация в Автономной Республике Крым, в которой почти трехсоттысячная этническая группа крымских татар находится в весьма сложном социально-экономическом положении, для конструктивного разрешения которого необходимы как материально-технические ресурсы так и адекватные возникшей ситуации правовые и иные реформы.

Рустем Джангужин (к проблеме становления политического ислама в Украине)

Авторская версия статьи \"Политический ислам в Украине\". \"Центральная Азия и Кавказ\", № 2(14).2001.(Швеция)

Щоб додати коментар, увійдіть або зареєструйтесь
Якшо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.