Между «Большим Ираном» и «малым Фарсистаном»

Между «Большим Ираном» и «малым Фарсистаном»
08.01.2016
Оцените статью: 
(642 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Иран является одной из классических азиатских империй, культурное и политическое влияние которой территориально всегда распространялось далеко за пределы персидского (фарсидского) ядра. Современная Исламская Республика Иран, с точки зрения политической географии, есть чем-то средним между имперским пространством «Большого Ирана» и моноэтнической фарсидской резервацией, которую обкорнали националистические соседи.

«Большой Иран» определяется, прежде всего, как исторический регион, границы которого маркируются глубиной проникновения персидской культуры. Надо признать, что после всех событий расцвета, упадка и видоизменения западного империализма на Ближнем Востоке и «иранская культура», и ее «глубина проникновения» - явления, которые не поддаются очевидной фиксации. В течение нескольких веков подряд владения шахских династий только уменьшались, сужался ареал распространения персидского языка, общественные и политические отношения подвергались советизации и вестернизации, постепенно менялась материальная культура провинций, отторгнутых в Персии. Многие окраины «Большого Ирана», такие как Грузия, Армения, Дагестан, являются его частями лишь как напоминание об относительно недавних поражениях династии Каджаров. Память об этих потерях была еще свежей в начале ХХ века и служила основой нереализованных территориальных посягательств на Парижской мирной конференции 1919 года. Не так много осталось и после иранской цивилизации Хорезма, южнее засохшего Аральского моря…

Однако некоторые страны и территории «Большого Ирана» остались крепко связанными с обществом и политикой Исламской Республики. Существуют исторические факторы, которые их связывают.

Персидский язык

Персидский язык (фарси) и его диалектные ответвления − бытовой язык в Афганистане, Таджикистане и таджикских анклавах Средней Азии. Афганский вариант персидского называется дари. На дари в Афганистане разговаривают афганские таджики, часть пуштунов и хазарейцев. В отличие от таджиков и пуштунов, хазарейцы не являются иранским народом по происхождению. Они − культурно ассимилированные монголы, осевшие в Афганистане в эпоху своей завоевательной активности. Другой диалектной разновидностью персидского является таджикский Таджикистана и диаспоры с этой республики.

Иранское происхождение

Кроме персов, иранскими этносами считаются луры, гилянцы, а также народы, частично или полностью расселенные за пределами ИРИ: курды, заза, белуджи, талыши, кавказские таты, уже упомянутые таджики, пуштуны. Политически активные осетины − также иранский народ.

Шиитский Ислам

Иран − ведущее шиитское государство. Это течение Ислама, которое в течение длительного исторического периода объединяло секту угнетенных слоев, менее распространено в мире, поэтому вполне подходит на роль «контркультуры». Выбор Ираном шиизма хорошо отвечал амбициям этой цивилизации − быть лидером или, по крайней мере, лидерам не повиноваться. Однако стать первыми в суннитском мейнстриме было для шахиншахов откровенно не под силу… Иран стремится быть религиозным ориентиром для других шиитских народов: азербайджанцев, хазарейцев, значительной части населения Ирака, Ливана, Йемена, Саудовской Аравии, Турции, Сирии.

Эпоха национализма открывает для Ирана больше угроз, чем перспектив. Осуществимость политических амбиций национальных движений периферийных меньшинств сужает границы Ирана в этнической резервации персов − так называемого Фарсистана. Причем максимальная реализация территориальных претензий этих движений лишает Фарсистан выхода не только к морям, но и ко всем участкам настоящей государственной границы ИРИ.

Территориальные притязания не исчерпываются зонами беспрекословного этнического доминирования, а развиваются, исходя из стратегических и исторических соображений, путем обжалования «результатов ассимиляции» и поиска «братьев» среди этнически родственных групп. Также все активные сепаратистские движения Ирана являются одновременно ирредентистскими:

Азербайджанцы

Уже около тысячи лет тюрки играют если не первую, то вторую роль в политической жизни Ирана. За этот период абсолютное большинство шахских династий имело тюркское происхождение. Северо-Западный регион Ирана (Азербайджан) неоднократно выступал в роли государственно созидательного ядра и родины революционных инициатив общеиранского масштаба. Значительное место азербайджанские тюрки занимают в руководстве Исламской Республикой. Как и многих украинцев, имперская перспектива привлекает больше азербайджанцев, чем национальная, поэтому так отличаются две части одного народа − на Кавказе и в Иране. Однако национальное ирредентистское движение в Южном (Иранском) Азербайджане все же существует, и были периоды, когда оно, казалось, достигнет успеха. После Второй мировой войны Сталин собирался поступить с Тебризом так же, как со Львовом в 1939 году. Развитие азербайджанских территориальных претензий происходит в направлении освоения южного побережья Каспия, восточного побережья Персидского залива и поглощения Тегерана. В этих проектах важное место отводится тюркоязычным кашкайцам и иранским туркменам.

Арабы

Наиболее известной арабской провинцией Ирана является Хузестан − желаемый объект иракских националистов, в частности во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов. Территориальные претензии арабов заключаются в создании сплошной арабской территории на иранском побережье Персидского залива под названием Аль-Ахваз (по названию административного центра Хузестан − города Ахваз). Итогом реализации этого проекта должно стать превращение Персидского залива на внутреннее арабское озеро. Призрак Аль-Ахваз является источником противоречий Ирана не только с Ираком, но и с аравийскими монархиями. Арабские группировки в Иране очень активны, ведут вооруженную борьбу с середины 1950-х годов.

Курды

В отличие от азербайджанцев и арабов, курды и белуджи − иранские народы, но в то же время они являются суннитскими меньшинствами. Просоветская сепаратистская республика курдов в Иране (по названию столицы − «Мехабадская республика») существовала после Второй мировой войны параллельно с аналогичной республикой азербайджанцев. Уже тогда между курдами и азербайджанцами существовали нерешенные территориальные проблемы. Перспективным направлением территориальных претензий курдов в Иране считается выход в Персидский залив через поглощение родственных курдам луров. Вооруженную борьбу против Ирана ведет организация «Партия свободной жизни Курдистана» (PJAK).

Белуджи

С начала (с 1948 года) воинственный национализм белуджей был направлен против Пакистана и только позже распространился на иранских территориях. Значительным толчком для этого стали суннитско-шиитские конфликты. Антиправительственными вооруженными организациями белуджей являются «Джундалла» и «Освободительная армия Белуджистана». Максимальные территориальные претензии Белуджистана охватывают территории Восточного Ирана − от Аравийского моря до границы с Туркменистаном.

Что ждет Иран − территориальная стабильность, распад или возрождение империи − покажет время.

Источник: Facebook 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.