Перспективы развития мусульманской среды Украины после событий 2014

31.01.2015
Оцените статью: 
(283 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Аннексия и война привели к кардинальным изменениям в мусульманской среде Украины. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Институтом востоковедения Национальной академии наук. Об аналитических выводах экспертов рассказал в ходе прошедшего в Киеве семинара Черноморской миротворческой школы сотрудник Института, заместитель директора киевского Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов.

Эксперт подчеркнул, что гражданское общество и исламские организации  тема не локальная, а важная для всего украинского общества. Она является одним из индикаторов общественных настроений и общественной атмосферы. Регионы, где проживала самая большая мусульманская община Украины, или аннексированы, или оккупированы либо находятся в зоне боевых действий.

Так, по словам Данилова, в мусульманской среде Крыма произошли значительные изменения. «С первых дней оккупации состоялся выезд значительной части исламских активистов. Первыми выехали сторонники, члены Хизб ут-Тахрир, различные группы салафитов, как джихадисты, так и антиджихадисты, в мартеапреле, не позже»,  рассказал эксперт.

По его словам, на Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) оказывается давление «с тем, чтобы оно прервало организационные связи с Меджлисом и интегрировалось в российское институциональное исламское поле». «Для россиян это не только вопрос того, что так проще контролировать. Наличие независимого, неподконтрольного исламского управления в одном из регионов воспринимается как вызов всей исламской системе России. Не может быть так, что в Дагестане фактически есть контроль, а в Крыму нет. Это ставит под удар ситуацию с исламскими духовными управлениями, в первую очередь, в так называемых национальных республиках, на Северном Кавказе»,  отметил Данилов.

После аннексии, по словам эксперта, политика относительно Духовного управления мусульман Крыма характеризовалась такой же непоследовательностью, как и в отношении другого института крымскотатарского народа  Меджлиса. «За год мы видим несколько подходов оккупационных властей, несколько способов воздействия. Менялись представления о месте обоих институтов  и Меджлиса, и Муфтията  от поиска договоренностей, компромисса весной 2014 года до обострения отношений и начала репрессий летом-осенью, и отрицания, фактического разгрома организационной структуры Меджлиса на центральном уровне на оккупированной территории»,  считает эксперт.

По мнению Данилова, отношение к Меджлису у крымских властей поменяется еще не раз. «Важно, что судьба Меджлиса и Муфтията, по крайней мере, в 2014 году была связана. Муфтият воспринимался внешними наблюдателями как некое продолжение Меджлиса, как его религиозное отделение. Это конечно, не совсем соответствует действительности»,  отметил эксперт. По его словам, Муфтият столкнулся с несколькими вызовами, ответы на которые в прошлом году было довольно трудно найти. «Другая организационная реальность, другая структура отношений между независимыми исламскими институтами и государством  в России и Украине. Представление о Муфтияте как части крымскотатарского национального движения, с одной стороны, и жесткая конкуренция в российском исламской среде требовали полной перестройки его функционирования»,  рассказал Данилов.

Муфтият, по словам эксперта, столкнулся с новыми способами давления: обыски мечетей, медресе, исчезновения людей, репрессии против религиозных активистов, активизация альтернативных исламских проектов и попытка переформатирования ДЦМК в так называемый Таврический Муфтият. «Муфтияту показывали, что, если вы прекратите сотрудничество с Меджлисом, вас ждет исчезновение, репрессии и поглощение другими альтернативными проектами. Это все сопровождалось довольно агрессивной кампанией в прессе»,  рассказал Данилов.

К концу 2014 года, по мнению эксперта, «стало понятно, что Муфтият Крыма фактически разорвал устойчивые связи, не все, с Меджлисом, и может восприниматься как отдельный институт, который ищет партнеров в российском исламской среде». «Скорее всего, таким партнером становится Совет муфтиев России»,  добавил эксперт.

Грядет обострение конкуренции

Данилов отметил, что, как и в случае с Крымом, оккупация и война на Донбассе привели к значительному миграционному потоку. Он уточнил, что информация с оккупированных территорий противоречивая, но исследователи констатируют, что базировавшийся в Донецке Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ) свернул деятельность несколько лет назад и находился в кризисном состоянии. «В результате боевых действий его главный имам выехал с территории Донецка, общины, которые остались на оккупированной территории и на неоккупированной, на самом деле стали теперь автономными, теперь сами решают свои практические вопросы»,  рассказал Данилов.

Еще одно духовное управление  муфтият «Единение», зарегистрированный несколько лет назад, по данным эксперта, позиционирует себя сейчас как муфтият «ДНР». Эта структура, как считает Данилов, изначально была тесно связана с председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином и одной из задач ставила восстановление тесных духовных контактов России и Украины.

Также в Украине продолжают действовать несколько общин Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) «Умма» Саида Исмаилова и ДУМУ Ахмеда Тамима.
Исследователь обратил внимание на то, какие вызовы возникают в связи со сложившейся в мусульманской среде Украины ситуацией. В первую очередь, он обратил внимание на миграционные потоки мусульман из Донбасса и Крыма. Так, с полуострова выехало много религиозных активистов, но среди них  незначительный процент имамов. В то время как из Донбасса уехал «преимущественно исламский истеблишмент».

«Миграция и изменение фактически исламской карты приведет к обострению конкуренции в исламской среде, к переформатированию институционального поля. Тяжелая ситуация с ДУМК не может не привести к тому, что какие-то новые формы институализации будут на материковой Украине продолжены»,  убежден Данилов.

Для исламской среды Украины потеря ДУМК, по мнению эксперта, является если не катастрофической, то очень тяжелой. «В последние годы баланс сил между ДУМУ Умма и ДУМУ Ахмеда Тамима обеспечивался исключительно благодаря тому, что публичную репрезентацию лидерства в мусульманской среде Украины взял на себя муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Он воспринимался как важный представитель в Совете Церквей Украины. Сейчас муфтий Крыма не может участвовать в заседаниях Совета Церквей, в которой остается только одно мусульманское управление, в 2015 году ожидается, что Ахмед Тамим попытается взять реванш и стать тем человеком, который будет представлять всех мусульман Украины»,  предположил Данилов.

В связи с агрессией на Востоке и аннексией Крыма у наблюдателей и исследователей, по мнению эксперта, возникнут вопросы относительно политической лояльности духовного управления Ахмеда Тамима. «Созданный им Духовный центр мусульман Крыма стал одним из факторов поддержки оккупации, аннексии и борьбы с инакомыслием в среде крымских татар и тоже почти инкорпорирован с Талгатом Таджуддином, так же, как и муфтият Единение на Донбассе. Все это конечно, станет в 2015 году предметом общественной дискуссии»,  считает исследователь.

В завершение Сергей Данилов еще раз подчеркнул, что события в Крыму и на Донбассе достаточно серьезно повлияют на исламскую среду, и поэтому работа в этом направлении со стороны государства и научных институтов должна быть продолжена.

Источник: Крым. Реалии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.