Программу истории в школах надо срочно вычистить от стереотипов и идей панславизма

Круглый стол, посвященный 350-летию исследовательской миссии выдающегося турецкого историка и географа Эвлия Челеби на землях южной Украины и Крыма
Татьяна Крупа, Рустам Джаббаров, Мариуш Маршевский
Татьяна Крупа, Рустам Джаббаров, Мариуш Маршевский
Епископ Одесский и Балтский Марк, архимандрит Никита, муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов на заседании круглого стола, 24.03.2016 г., Одесса
Круглый стол, посвященный 350-летию исследовательской миссии выдающегося турецкого историка и географа Эвлия Челеби на землях южной Украины и Крыма

Во время заседания круглого стола, посвященного 350-летию исследовательской миссии выдающегося турецкого историка и географа Эвлия Челеби на землях южной Украины и Крыма, который на днях состоялся в Одессе, ведущие ученые из Украины и Польши среди прочего обсуждали то, что в учебниках истории не упоминаются народы, издревле населявшие территорию современной Украины, архитектурные и археологические памятники, которые они оставили после себя, личности, которые играли заметную роль в истории нашей страны.

В частности, Татьяна Крупа, представляющая Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, с горечью констатировала, что программа преподавания истории Украины в школах не поддается никакой критике и является плохой калькой программ еще советского образца, с грубой заменой идеи цивилизационной роли «большого брата» идеей «панславизма», где нет места другим народам и этносам.

В своем докладе эксперт по археологическим артефактам затронула вопросы преподавания истории в средней общеобразовательной школе, подвергнув сомнению компетентность составителей программ, в частности тех, которые формируют критерии для внешнего независимого оценивания знаний выпускников. Татьяна Крупа утверждает, что они опираются на устаревшие стереотипы, и именно это мешает воспитанию достойного гражданина Украины.

− Я десять лет преподавала историю в средней школе до перехода на работу в Харьковский национальный университет имени Каразина. И сегодня я часто обращаюсь к теме среднего образования с выступлениями или лекциями. Меня беспокоит то, чему мы учим наших детей. Мы имеем дело с программой, которая формирует историческое мировоззрение учеников, будущих полноценных граждан нашего государства, но те принципы, на которых она построена, меня как историка очень волнуют.

По словам Татьяны, с первой темы ВНО «Великое расселение славян» становится понятно, что к этому времени в истории Украины превалирует один принцип − панславизм, и на место «великого старшего брата» у нас сегодня пришел «большой мифический славянин».

− Не надо путать историю, археологию и политику, − отмечает ученая. − Вот я, например, не знаю, что имеется в виду под «великим переселением славян». Знаю о великом переселении народов − II−IV вв. н. е. Если речь идет о «расселении», то почему не упоминаются другие народы? Кто и как эту программу формировал, по каким принципам − мне непонятно.

Татьяна Крупа обратила внимание и на еще одну тему ВНО: «Возникновение и расцвет Киевской Руси», напомнив, что, кроме этого средневекового государства, на территории, которую сейчас занимает современная Украина, были и другие, которые к тому же и появились гораздо раньше. Исследовательница отметила, что согласно учебным программам по истории Украины Хазарского каганата в Крыму тоже не было:

− Тема Крымского ханства раскрывается бегло, и изображается оно в виде разве что врага, который разорял население Украины. А надо изучать крымские источники не в одном ракурсе − по этому вопросу есть труды того же Олексы Гайворонского, которые тоже стоят того, чтобы быть упомянутыми.

Историк призвала добавить в школьные учебники истории всех народов, населявших или потомки которых и сегодня населяют Украину:

− Мы сейчас говорим, что крымские татары − форпост Украины в Крыму. Это действительно так, поскольку народ показал себя более достойно, чем сами этнические украинцы на полуострове! Давайте вернем им историю!

Госпожа Татьяна напомнила, что сегодня в Украине много проблем, связанных с посягательствами соседнего государства на наши территории и умы наших граждан, поэтому образовательная программа в украинской школе требует немедленного вмешательства украинских ученых, которые знают свое дело. Она очень эмоционально высказала свое мнение о том, что уважение к своей родной земле такая программа ВНО не воспитывает, и в таком виде в руки ни детям, ни преподавателям её давать нельзя:

− Если мы не отойдем от этого, то завтра у нас не будет ни государства, ни достойных граждан, а сформируется комплекс неполноценности, поскольку в свое время ребенок из Николаева не смог найти (в учебнике − ред.) достойного памятника архитектуры на собственной территории.

Среди участников круглого стола были и представители религиозных общин, в частности епископ Одесский и Балтский Марк и архимандрит Никита (УПЦ КП). Владыка Марк, продолжая тему, которой коснулась Татьяна Крупа, также подчеркнул важность изучения истории всех народов, живущих в Украине:

− Очень приятно, что такие мероприятия проходят у нас, в Одессе, так как наш регион является очень многонациональным. Люди у нас разных вероисповеданий, разных национальностей − и прекрасно живут. Очень приятно видеть, что мы ведем дискуссию о дальнейших действиях − потому что если мы ничего не будем делать и дальше, то потеряем свою государственность. Шевченко хорошо писал, что чужого нужно учиться, а своего не сторониться. Мы идем по европейскому пути, мы − в общении с различными народами, культурами, религиями, с разными взглядами людей. Поэтому я желаю Божьего благословения на эти труды, пусть эта конференция не пройдет даром и воплотится в жизнь как можно быстрее, чтобы наши дети могли углубленно изучать историю разных народов − да поможет нам в этом Бог. С нами Украина!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.