«Больше, чем личная вера»: нужно ли украинцам опасаться ислама?

«Больше, чем личная вера»: нужно ли украинцам опасаться ислама?
©Крим.Реалии
«Больше, чем личная вера»: нужно ли украинцам опасаться ислама?
©Крим.Реалии
«Больше, чем личная вера»: нужно ли украинцам опасаться ислама?
«Больше, чем личная вера»: нужно ли украинцам опасаться ислама?
12.06.2018
Оцените статью: 
(593 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Можно ли перевести Коран? Как отношение украинцев к крымским татарам влияет на их отношение к исламу? Представляет ли на самом деле опасность движение «Хизб ут-Тахрир»?

На эти и другие вопросы в эфире Радио Крым.Реалии отвечает украинский историк, автор книги «Ислам в Украине» Михаил Якубович.

– Почему ваша книга называется «Перевод смыслов Корана», а не просто перевод?

– Есть такое понятие в исламской традиции, как «неподдельность Корана». Считается, что его нельзя перевести, что перевод Корана не есть сам Коран. Мне кажется, что и перевод смыслов, и перевод – это одно и то же. Но еще в 1930-е в Турции пришли к выводу, что их лучше называть «Смыслы Корана» или «Значения Корана». Сегодня это уже термин из религиозного лексикона, на него не нужно обращать внимание. Этот перевод не используется в ритуальных целях, не читается в молитвах и тому подобное.

– Знали ли мусульмане в Крыму в достаточной степени арабский язык?

Считается, что перевод Корана не есть Коран

– В крымскотатарском есть очень много слов из арабского лексикона, поэтому нет проблем воспринимать те или иные понятия. В начале 90-х у религиозных деятелей не было образования, были проблемы с этим. Потому уже выезжали в основном в Турцию, и уже к началу 2000-х большинство имамов уже могли произносить проповеди на крымскотатарском, но с цитатами из Корана. При этом вышло два перевода на крымскотатарский, они были довольно популярны, но выполнялись не с оригинала – с турецкого, с узбекского.

– Как обстоит дело с исламофобией, которая распространена в мире, в Украине?

В Украине всегда были проблемы с языком и источниками при изучении ислама
– На Западе исламофобия уже перешла в правовое поле: запреты на хиджабы, на никабы и так далее. Определенный вызов в этом есть, но миграция мусульман от этого не останавливается. Когда говорят про ситуацию в Крыму, в основном делают акцент на этнической составляющей – крымскотатарской, а про исламскую говорят лишь побочно. В Украине всегда были проблемы с языком и источниками при изучении ислама. Только у нас можно увидеть работы, претендующие на научность, для которых использовали исключительно русскоязычные источники. Давно назрела необходимость создать профильный институт, который занимался бы этим. С исламом еще есть куда развиваться.

– И все же: как украинское общество сейчас смотрит на мусульман?

Общество до сих пор нездорово. Но если раньше исламофобские настроения мы заимствовали из России, то сейчас импортируем их из Евросоюза

– До 2014 года в Украине царила тотальная исламофобия, особенно среди крымских украинцев, рассказывавших истории про страшных вахаббитов, про крымских татар, которые «начнут всех резать», и так далее. Все это работало в пользу врага. Сегодня по комментариям в интернете относительно драки, где зачинщиками якобы были мусульмане, можно видеть, что общество до сих пор нездорово. Но если раньше определенные исламофобские настроения мы заимствовали из России, то сейчас мы импортируем их из Европейского союза.

– В какую сторону сейчас движется крымский ислам? В сторону светскости или традиционности?

– Стремление к светскости или традиционности – всегда окно возможностей. Возьмем, например, Исламское государство. Откуда там больше всего бойцов? Из России! Потому что у тамошних мусульман появлятся отвращение к пропутинским муфтиятам, которые оправдывают все, что делает власть. В Украине крымскотатарские общины живут в двух реальностях. Одна реальность – это Крым, там Духовное управление мусульман интегрировалось в структуру российского ислама – государственного, контролируемого. А на материковой части Украины крымские татары имеют право голоса, представители различных религиозных движений чувствуют себя свободно. Одни выбирают либеральную модель, другие – традиционную суннитскую религиозность, когда ислам – не только личная вера, но и источник публичной морали.

– Представляет ли «Хизб ут-Тахрир» такую опасность для светского государства, как это пытается представить Россия?

Ислам – это не только личная вера, но и источник публичной морали

– Идеология этого движения – с отрицанием всего западного, консерватизмом, семейными ценностями – достаточно близка современной российской, тому самому православию. Но ведь почему в России запретили Свидетелей Иеговы? Они формировали свои общины, которые неподконтрольны никому, и относились к государству как к одному из проявлений зла. «Хизб ут-Тахрир» же говорит о создании всемирного халифата, но я не вижу причин, по которым бы в Украине их следовало запрещать. Среди тех, кого репрессируют в Крыму, действительно есть идейные члены этой организации. Остальные – просто религиозные мусульмане. Так что Украине нужно подражать скорее западной модели взаимоотношений с исламом, чем российской.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Материал из Крым.Реалии

Ислам, крымские татары и Коран на украинском | Радио Крым.Реалии
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.