Журналистка львовского информресурса ДивисьInfo Александра Богач в общении с имамом Исламского культурного центра г. Львова Мурадом Сулеймановым искала ответы на вопросы, которые интересуют немусульман Украины. По итогам беседы обнародован материал, который называется «Мультикультурализм: как живется мусульманам во Львове», который мы предлагаем вниманию наших читателей:
Единственный во Львове Исламский культурный центр, на улице Авраама Линкольна, для львовских мусульман является альтернативой мечети. Сюда приходят помолиться, пообщаться на важные темы, найти религиозный приют. Также в центре есть учебные аудитории и комнаты, библиотека. Как живется мусульманам в христианском Львове и в чем заключается феномен Ислама в современном мире, мы спросили у имама Исламского культурного центра Мурада Сулейманова.
Во второй половине дня в центре почти никого нет, через открытую дверь просторной комнаты видно, что на полу разместились трое босых юношей. У входа на полках — ряды цветной домашней обуви — через 5 минут должна начаться молитва.
— Извините, у нас сейчас молитва, подождите минут 10–15 и мы пообщаемся, — говорит имам и оставляет меня в светлой комнате с просторными окнами, где солнце играет на цветных обложках Корана и непонятных надписях на арабском на стенах. Тишину нарушает громкий голос, и пространство заполняет звук молитвы, глубокий, мистический, необычный для ушей носителя украинского.
— Коран был сослан на арабском языке, поэтому с тех пор молитву мы читаем на арабском. Мы молимся пять раз в день, ведь это приказ Бога.
Для чего дается молитва?
— Для того, чтобы мы не забывали Бога. Если бы это звучало, как «молитесь, когда захотите», то люди полностью прекратили бы это делать, ведь есть жизненные проблемы, нужно куда-то бежать. А когда есть приказ, то мусульманин обязан молиться. Молитва оберегает нас от всего неприятного и плохого. Чем больше я молюсь, тем больше моя связь с Богом.
А если мусульманин не молится пять раз в день…
— Это значит, что он плохой мусульманин.
Во Львове нет мечети, потому что это без необходимости, учитывая небольшое количество мусульман в городе, или этому мешают другие факторы?
— Это достаточно тяжелый вопрос… Не думаю, что сейчас есть большая необходимость открывать мечеть, ведь она должна быть не только для красоты, функционировать как музей. А инициативе этой, думаю, никто не будет мешать. Тем более, если апеллировать к истории, ведь здесь было кладбище, мечети, даже мусульманские поселения. Это вопрос времени. Пока места достаточно.
В центре имам Мурад Сулейманов выполняет функцию священника и психолога. В арабском языке слово «имам» означает «человек, находящийся впереди, являющийся примером для подражания».
Почему Ислам сейчас проявляет способность к культурной экспансии?
— Одна из причин — моральное отношение. Для некоторых христиан в наших предписаниях религии есть нечто необычное. Например, то, что нам запрещен алкоголь, или женщина в хиджабе. Моя жена полностью прикрыта, и когда мы выходим в город, на нас многие обращают внимание. У них возникает много вопросов: не жарко ли ей, например, и т. п. Но будем откровенны, отношение к Исламу не совсем хорошее. Первая ассоциация — это терроризм. Люди боятся.
Меняется ли восприятие Ислама в обществе, происходит разрушение стереотипов?
— Конечно. Диалог между христианами и мусульманами стал популярным. Во Львове мы создаем условия для него. Нам помогают различные христианские организации. Это раскрывает и сближает религии, разрушая при этом стереотипы.
Вам встречались случаи обращения христиан в Ислам?
— Да. Исламом, в основном, интересуются женщины. Подобные моменты бывают, когда что-то происходит в жизни и человек не видит выбора, начинает задумываться о связи с Богом. Ничего особенного в восприятии Ислама нет. Человек начинает следовать мусульманским обрядам, придерживается всего того, что прописано в Коране. Церемония принятия достаточно банальна, человек просто говорит, что нет Бога иного, кроме Аллаха. После этого он становится мусульманином.
И женщина надевает хиджаб?
— По исламским канонам это обязательно. Впрочем, это выбор каждой женщины (принимать Ислам или нет, — ред.). Если она не хочет надевать хиджаб, потому что ей не комфортно, то это неправильно, ведь в Исламе мусульманка должна скрывать свою красоту. Она закрывает себя, чтобы уберечься. Для меня дико, когда женщина раздета.
В чем разница между мусульманами из арабских стран и, например, из Крыма?
— Разница может быть в менталитете и традициях. Например, паранджа — это традиция арабских стран. Очень часто путают традицию с религией. Ислам — это отдельно, а традицию просто добавляют к религии.
Что Вы думаете об универсальных ценностях современной Европы?
— Толерантность перешла свои границы. Впрочем, все зависит от людей. Сейчас эта проблема есть и в Украине, однако здесь эти феномены (равенство, ЛГБТ-меньшинства) не приживутся.
Можно ли быть нравственным без Бога?
— Человеку свойственно ошибаться, он руководствуется только собственными желаниями, что в конечном счете приводит к пересечению граней. Без Бога найти духовность невозможно.
Что значит быть хорошей женщиной в Исламе?
— То же самое, что быть хорошим мужчиной, то есть придерживаться написанного в Коране. Есть стереотип, что женщина унижена. Это заблуждение, поскольку в Священной книге сказано, что женщина и мужчина были созданы из одной души. Конечно, она обязана выполнять то, что говорит мужчина, тогда она будет хорошей мусульманкой. Но и мужчина должен быть нравственным и обеспечивать свою жену. В Коране есть слова о том, что хорошие женщины для хороших мужчин и наоборот. Бог не ошибается.