Не стоит воспринимать Ислам, как исключительно восточную экзотику

Не стоит воспринимать Ислам, как исключительно восточную экзотику
Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович
17.07.2016
Оцените статью: 
(303 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович поделился с читателями Укринформа мыслями по поводу того, чем для него является Ислам, как писалась его последняя книга «Философская мысль Крымского ханства» и как Крым влияет на украинскую идентичность.

Михаил Михайлович, ваша научная деятельность в области изучения и популяризации Ислама в Украине, образ жизни  а Facebook подтверждает, что вы приняли Ислам и следуете его канонам,  доказывают, что мусульманство не является привилегией каких-то отдельных стран и народов. Почему эта религия стала объектом вашей исследовательской деятельности и частью вашей жизни? С чего всё началось?

 Я скажу вам искренне  обычно стараюсь избегать тем личной религиозности, так как в науке ты прежде всего  ученый, пользующийся принципом нейтральности (пусть даже она и недостижимый идеал). Действительно, Ислам  это мировая религия и воспринимать его стереотипно как исключительно то, что связано с восточной экзотикой, не стоит. Впрочем, сначала я заинтересовался Исламом именно в таком восприятии  мой папа прожил долгое время в Средней Азии, и тогда, в 50-х и 60-х годах он видел еще остатки «того» Востока, не претерпевшего существенных изменений под влиянием современности. Уже позже это увлечение стало духовным и профессиональным интересом.

Месяц, когда Бог послал первые откровения Корана, является одним из самых любимых у мусульман. Как вы обычно отмечаете канун Рамадана и что чувствуете в дни праздника?

 Обычно в семейном кругу, а ещё  пишу в это время много писем, приветствуя своих друзей-мусульман в разных уголках мира. Скажу так: хочется почувствовать в какой-то из праздников, что наконец этот Рамадан принёс мир. Мир и Украине, и странам мусульманского мира, где ежедневно льется кровь.

Не считаете, что в Украине, наравне с православными праздниками, мусульманские также надо сделать нерабочими днями?

 Я думаю, что делать ещё один «выходной» для большинства населения мусульманский праздник будет именно просто «выходным») нет необходимости, у нас их и так много, а вот внести изменения в трудовое законодательство, согласно которому работодатели должны предоставлять мусульманам в эти дни оплачиваемые выходные,  нужно обязательно.

В апреле этого года мы писали о том, что на выставке в Киеве, в «Мистецькому арсеналі», вы презентовали свою книгу «Философская мысль Крымского ханства». Вы уже получили какие-то отзывы об этой книге из Крыма? Что о вашей работе думают крымские ученые, представители Муфтията, другие ваши читатели?

 Слава Богу, благодаря поддержке моих друзей книги уже получили и читатели в Крыму. Пока я слышал только положительные отзывы, хотя понимаю, что абсолютно всё охватить ни в одной, ни в нескольких книгах не получится  тут же сотни рукописей, их должно обрабатывать не одно поколение ученых. Вот, например, уже после выхода книги мне удалось получить из библиотеки в Священной Мекке копию толкования Корана, написанного выдающимся ученым XVIII века с Буджака Мехмедом Аккирмани. Сейчас готовится статья по этой работе; будут, надеюсь, и новые находки. С представителями бывшего ДУМ Крыма, к сожалению, после оккупации я контактов почти не поддерживаю, а вот, скажем, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов даже выступал на презентации.

Мне кажется, что многие после прочтения вашей книги были поражены тем, что Крымское ханство, выражаясь современным языком, экспортировало в другие страны качественное образование и давало миру великих ученых. Во всяком случае об этом свидетельствует богатое религиозно-философское наследие государства крымских татар. Однако это не спасло его от гибели. Что, на ваш взгляд, может спасти от падения великие империи и крошечные страны? Какие были просчеты и ошибки у владык Крымского ханства?

 Крымское ханство в этом аспекте действительно удивляет. На фоне того негативного образа, который был создан в российской историографии (и, к сожалению, перенят в украинской), здесь одни контрасты: выходцев из Крыма в XVXVIII веке можно смело отнести к золотой сокровищнице как исламской, так и мировой философии в целом. Особенно таких гениев мысли, как Ахмад аль-Къырыми, умело соединившего философию Авиценны и мистицизм ибн Араби, Ибрагим аль-Къырыми  историософ, своеобразный «крымский Гегель», а еще  Абу ль-Бак аль-Кафауви, автор энциклопедии, подобную которой в Европе только через сто лет создаст Дени Дидро. Но в том же XVIII веке Крымское ханство вошло в кризисный период; здесь сыграло свою роль и ослабление Османской империи, и подъем Российской. Из внутренних причин я вижу контраст между уже в то время европейского типа образованной элитой и еще традиционными в менталитете широкими слоями населения. Мобилизационный ресурс кочевой ногайской степи уже был исчерпан, поэтому фактически бывшие пространства Ханства «по кускам» поглощались восточным соседом. Для такой ситуации нужны были надежные союзники, а их к тому времени уже не было; изначально Крымское ханство было в очень сложной геополитической ситуации, что кстати, так сильно сближает судьбы крымских татар и украинцев  соседние государства всегда пытались использовать нас как субъектов истории. И к сожалению, на определенном этапе элиты уже не смогли предложить альтернативы своим народам.

Если я не ошибаюсь, свою книгу «Философская мысль Крымского ханства» вы посвятили «героям Украинской степи». Если можно, подробнее об этом.

 Книга писалась в сложных условиях  возможно, это звучит немного странно и противоречиво, но я почувствовал, что у меня как ученого (а не только украинского гражданина), прямо на глазах воруют предмет исследования  Крым и восточноукраинскую степь вообще, а эти два региона всегда были тесно связаны (Крымское ханство же выходило за рамки полуострова!). У меня есть военный билет, но моё время воевать ещё не пришло  я пока на культурном фронте. И не посвятить этой книги тем, кто защищает одно из «сердец» Украины, я просто не мог.

Как влиял, а может, и влияет Крым на украинскую идентичность?

 Влияние огромное. В свое время именно южные степи внесли в Украину тот тюркский элемент, из которого и сформировалась «большая Украина» (центральная и восточная). Например, известный украинский мыслитель Григорий Сковорода имел крымскотатарские корни (его мать имела девичью фамилию Шангиреева). Это явление хорошо описывал известный востоковед Омелян Прицак из Гарварда. Сейчас мы видим, что после потери Крыма у нас наконец-то вышла в топы тема крымских татар, то есть даже украинская идентичность мыслится несколько шире, чем раньше  не как чисто кровная составляющая, а как гражданская. Кто-то поставит эту мысль под сомнение, но, борясь за Крым и Донбасс, Украина становится своеобразной многокультурной империей (в положительном смысле слова). Иначе будем слабыми, а слабых не уважают в мире  их используют.

Вы рассказывали, что рукописи философов, которые вышли из Крымского ханства, хранятся в библиотеках многих стран  в Америке, Турции, арабских странах. Найдены они даже в Наманганской области Узбекистана. Сохранились ли подобные фолианты в самой Украине, в частности в Крыму?

 Да, действительно, прежде всего это Турция (куда мигрировало больше всего крымских татар), а уже оттуда рукописи попадали в другие страны. Как Российская империя, так и СССР немало сделали для того, чтобы крымские татары потеряли свои духовные корни. Рукописи Зынджирлы-медресе, например, вывозились из Крыма; только после 1991 года некоторые были возвращены, и то только то, что хранилось во Львове (в Музее истории религий). Я имел возможность работать с этими фондами, там есть много комментариев к толкованиям Корана, а еще  работы по вероучению, праве, логике, суфизму. Кое-что можно найти и в Национальной библиотеке им. Вернадского. Но сложилось так, что у нас представлены не столько оригинальные работы крымских авторов, сколько других исламских ученых, которые только переписывались в Крыму. Что, впрочем, также важно для изучения, потому что крымские читатели часто оставляли примечания на полях (так называемые «хаваши») и др.

Были ли вы в Крыму после 2014 года? Как оцениваете общую ситуацию на полуострове после его аннексии, и как, на ваш взгляд, можно прекратить прессинг относительно мусульман в Крыму, который всё больше усиливается?

 После оккупации я в Крым не ездил. Но контакты с крымчанами поддерживаю, особенно в мусульманской среде. Вижу, что многие уже пассивно воспринимают действительность, люди просто привыкают к новой реальности. Этот прессинг, которому подвергаются мусульмане Крыма, в общем типичный для всей России  там поддерживаются только «официальные» муфтияты, а несогласных клеймят как «экстремистов». При этом, к сожалению, немало и международных мусульманских организаций, и лидеров исламского мира закрывают глаза на эти вещи, а некоторые даже говорят, как много сделала РФ для Ислама (на фоне событий в Сирии это вообще цинизм). Впрочем, это уже проблемы свободы мысли и подходов к жизни в самом исламском мире, здесь ничего не поделаешь. Но говорить надо  и давить. При поддержке тех же стран Запада, но и собственными силами  я бы создал на месте украинских властей научный институт для изучения проблем Крыма, в том числе и крымских татар, но не так, чтобы «распилить бюджет», а чтобы выдавать серьезную аналитическую информацию для нашей власти и западных партнеров. Пока у нас этим занимается только Меджлис ну и еще несколько общественных активистов, институтов и СМИ. Но этого мало, нужны более громкие и аргументированные заявления.

Источник: Укринформ

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.