О перспективах межрелигиозного согласия во Львове и не только

Тарас Дзюбанский - председатель Центра "Либертас"
08.12.2014
Оцените статью: 
(458 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

В течение последнего года в нашей стране произошло много изменений. Майдан стал своеобразным индикатором внутренних проблем, запущенных конфликтов, «язв» в обществе. В то же время мы имели возможность открыть для себя других, хотя это происходило на фоне мучительных событий. Через аннексию Крыма мы больше стали говорить в обществе о проблемах крымских татар и вообще о месте мусульман в украинской религиозной среде. Сегодняшняя ситуация в государстве также открывает в этом диалоге немало вызовов - проблемы беженства и переселенства, запущенных стереотипов и неприятия. Поэтому Центр межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас» предлагает присоединиться к христианско-исламскому круглому столу, который состоится 10 декабря. О перспективах межрелигиозного согласия, важности диалога в рамках украинского общества мы говорим с председателем Центра «Либертас», Тарасом Дзюбанским.

- Господин Тарас, расскажите, пожалуйста, о мероприятии, которое планируете провести, а именно - христианско-исламском круглом столе? Какие основные темы разговора и кто является приглашенными спикерами?

- Как известно, из-за сложной ситуации в стране, произошли миграционные процессы части населения из крымского полуострова и востока на материковую Украину. По официальным данным, в частности во Львов, переехало почти две тысячи крымских татар-мусульман. Сами обстоятельства, в которых оказались крымские татары, привели к тому, чтобы такие инициативы, как межрелигиозный круглый стол проходили в нашем городе.

Символично то, что дата проведения этого межрелигиозного мероприятия - 10 декабря. Напомню, этот день является международным Днем защиты прав человека. Думаю, что присутствующие эксперты смогут затронуть эту важнейшую тему, тему прав человека для общества.

Другие важные темы, которые мы поднимем, будут касаться христианско-исламского диалога в контексте 50-летия документа Католической Церкви об ее отношении к нехристианским религиям («Nostra Aatete»). Отдельного внимания будут заслуживать вопросы быта крымских татар и тех вещей, с которыми они сталкиваются в «новой» повседневной жизни. Также надеюсь услышать от приглашенных их понимание тех социальных преобразований, свидетелями которых мы являемся и вообще услышать о видении ислама, таких категорий, как человеческое достоинство, мир, свобода, гражданские обязанности и сотрудничество, отделения государства и религии.

В ноябре я встречался с представителями мусульманского сообщества «Ихсан» («Искренность»), которые собственно предложили саму идею проведения круглого стола во Львове. К круглому столу также присоединится общественная организация «ЭН Небрас», которая действует на территории Львовщины. На мероприятие также согласился приехать муфтий Духовного управления мусульман Украины шейх Саид Исмагилов. Кроме того, мы пригласили многоуважаемого господина Мустафу Джамилева и г. Рефата Чубарова.

С христианской стороны приглашения были разосланы всем епископам Львова. Среди участников круглого стола будут представители таких учреждений, как Украинский католический университет, Львовская православная богословская академия, ОБСЕ, Крым SOS и представители сообщества святого Эгидия.

- Для многих пессимистично настроенных украинцев Крым уже не удастся вернуть. Поэтому согласно этой логике проблемы крымских татар остаются вне компетенции власти материковой Украины. И все же в обществе стоит говорить о вопросах переселенцев и других смежных явлениях. Почему?

- Крымские татары есть и будут частью Украины. Какие бы политические игры не продолжались на полуострове и в мировой политике, крымские татары и украинское общество в целом осознает принадлежность этого народа к Украине. Именно поэтому их проблемы - это наши общие проблемы. Конечно, именно власти принадлежит компетенция в таких вопросах, как разработка действенных социальных программ прежде всего с регистрацией беженцев и системой выплат пенсий и помощи беженцам. Однако, во всем этом религиозные лидеры и деятели, как с мусульманской, так и с христианской стороны имеют и их роль. Это прежде всего молитвенное пожертвования для переселенцев, но также и другая помощь. Когда такое сотрудничество будет происходить, то это будет лучшим проявлением действенного межрелигиозного диалога.

Для меня как христианина одно из дел милосердия для души - порадовать печального и утешить его в испытании - будет одним из наших евангельских задач помощи ближнему.

Во Львове, в частности, тема беженцев является очень актуальной. Думаю, что круглый стол будет хорошей возможностью для львовян познакомиться с крымскими татарами и услышать их голос.

События в Крыму и на Донбассе показали, как незащищенными и уязвимыми могут быть наши религиозные сообщества, независимо от религиозной принадлежности. С другой стороны пережитые события показали и то, что люди могут объединяться и помогать друг другу там, где государство бессильно. Думаю, что, если в каждом человеке мы будем видеть себе подобного - то, что и учат делать главные религии мира, - наше украинское общество сможет преодолеть все постсоветские синдромы неуважения, предубеждений, дискриминации и стереотипов.

- В спектре обсуждения социальных проблем стоит говорить о глобальном измерение христианско-исламского диалога в украинской религиозной среде. Какие тенденции и перспективы этого межрелигиозного общения?

- Мир переживает немало катаклизмов и угроз: экономический кризис, вооруженные конфликты, угроза вирусов, природные катаклизмы и нехватка чистой воды и пищи. Среди этих проблем следует упомянуть угрозу религиозных конфликтов. Манипулирование религией является одним из самых больших грехов против самого человечества, ведь настоящие ценности никогда не могут вести к злому.

Согласно украинскому контексту, то в целом известно, что в течение прошлых лет глубинного и активного диалога между христианами и мусульманами Украины не было, поскольку не было и крупных проблем или конфликтов. Если сегодня и есть какие-то стереотипы или предубеждения, то, по моему мнению, они являются плодами антирелигиозной пропаганды других стран. Помню, когда больше, чем год назад я участвовал в межрелигиозном тренинге для молодых людей, то в ходе дискуссий на тему «Религиозные стереотипы и предубеждения в отношении ислама» большинство из присутствующих иностранцев употребляли такие понятия, как «страх» и «террор». Украинцы взамен употребляли понятия связаны с культурой и самой религией мусульман («минарет», «хиджаб», «мечеть»). Опять же все это свидетельствует о толерантном отношении между представителями разных религий в Украине и их мирном сосуществовании.

Если мы говорим о глобальном контексте, то интересным было недавнее выступление королевы Иордании на саммите средств массовой информации и коммуникаций в Абу-Даби. Собственно, она подчеркнула, что сегодняшние СМИ имеют важнейшую роль в освещении религиозных событий в мире и мусульманские лидеры в частности должны в один голос осудить все насильственные методы и отстраниться от любых террористических организаций и лиц, пропагандирующих насилие.

- Насколько сегодня Революция Достоинства, на ваш взгляд, может быть площадкой не только для межконфессионального согласия, но и межрелигиозного диалога в частности?

- Революция Достоинства показала, что украинское общество - это не пассивная масса, а активные граждане, которые хотят перемен и лучшей жизни. Важно, что Майдан начали студенты, молодые люди - не религиозные или политические деятели, а именно тот сегмент общества, которого прежняя власть не брала во внимание.

Если перенести все это на религиозную плоскость, то в религии, где иерархия играет важную роль, Церкви и духовные лидеры также должны вести диалог с мирянами, с простыми людьми и прислушиваться к их потребностям. В одной из своих проповедей Папа Франциск точно подчеркнул, что пастыри и духовные поводыри должны пахнуть запахом своих верных, то есть чувствовать и знать их потребности, боли, пожелания.

На протяжении всех событий прошлого года как разные конфессии, так и представители религий, были довольно активными. Вспомним молебны, литургии, молитвы и акафисты, в которых мы молились за мир, страну, за воинов, нас с вами. Особенно героическими были люди в Донецке, которые организовывали молитвенную палатку, в которой молились лица принадлежащие к разным религиям.

Агрессия северного соседа «помогла» объединиться и познаться не только самим христианам, но и людям исламской, еврейской религии и другим конфессиям.

- Знаю, что мероприятие, которое состоится, является продолжением серии круглых столов, посвященных межрелигиозному согласию. В мае по инициативе и при содействии Центра «Либертас» состоялся христианско-иудейский круглый стол. Последующие проекты Центра?

- Действительно, наш межрелигиозный круглый стол является своего рода продолжением серии межрелигиозных круглых столов, которую мы начали весной. Тогда центр «Либертас» инициировал мероприятие по христианско-еврейскому диалогу и пониманию. С сожалением должен сказать, что наши тогдашние страхи относительно развития событий на Донбассе оправдались: города разрушены, много убитых и раненых, есть много беженцев. Конечно, мы, как общественная организация, не имеем тех рычагов влияния, чтобы полностью изменить ситуацию, однако через наши мероприятия мы хотим донести до общества голос тех, кого часто не слышат или игнорируют. В диалоге важно слушать других. Без этого мы не сможем их понять.

Что касается следующих проектов «Либертас», то очень надеюсь на реализацию межрелигиозной реабилитационной программы для пострадавших с АТО и для беженцев. Сейчас сама программа дорабатывается, ищем фонды для ее реализации. Кроме этого, надеюсь также на проведение академических мероприятий уже в следующем году.

Источник: Духовное величие Львова

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.