В Украине нет места исламофобии, — муфтий

В Украине нет места исламофобии, — муфтий

В ночь терактов в Париже, когда социальные сети были заполнены обрывчатыми сообщениями, а украинские и международные СМИ пытались разобраться в случившемся, Саид Исмагилов, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма», стал одним из первых, кто выразил свое соболезнование семьям погибших.

Шейх Саид принимает активное участие и в общественной жизни Украины: он поддерживал Евромайдан не только со сцены, но и вместе со всеми протестующими в мирных демонстрациях и митингах; с начала аннексии Крыма и военных действий на востоке Украины осуждает деятельность оккупационных властей.

Мы поговорили с Саидом Исмагиловым о событиях во Франции, ситуации с мусульманскими общинами на оккупированных Российской Федерацией территориях Украины и о главных задачах, которые перед собой ставит сам муфтий.

МУСУЛЬМАНЕ УКРАИНЫ  ДРУГИЕ, ОНИ ДАВНО И ПРОЧНО ИНТЕГРИРОВАНЫ В УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Ваша позиция после событий 13 ноября в Париже?

 Первое, что я сделал, когда узнал  написал соболезнования на своей странице в Фейсбук. Сделал это в своем блоге, потому что была уже глубокая ночь, и чтобы подать информацию на сайт, нужно было будить модератора.

Для меня было крайне важно сделать это заявление. Я сразу понял, что будет ответная волна исламофобии, которая обязательно коснется мусульман Европы, и, хоть и в значительно меньшей степени,  мусульман Украины. Всякий раз, когда отдельные личности или же экстремистская группировка совершают преступление, теракт, обыватели, которые не в курсе всех тонкостей, к сожалению, проецируют свой гнев и недовольство на всех мусульман.

Необходимо помнить: мусульман в мире около 1,5 миллиардов, а тех, кто совершает подобные теракты  отдельные десятки, сотни, максимум тысячи людей. Это малые доли от общего числа последователей Ислама.

На следующий день после случившегося мы были у посольства Франции, возложили цветы, пообщались с госпожой Послом Франции в Украине, высказали свои соболезнования. От своего имени попросил ее передать французскому народу, что мусульмане Украины соболезнуют и осуждают эти преступления.

Почему же все еще сложно объяснить, что мусульмане и террористы  это не одно и то же?

 Это большая «заслуга» средств массовой информации. К сожалению, СМИ взяли на вооружение термин «исламский терроризм».
Когда, например, на Донбассе люди под православными лозунгами убивают единоверцев, христиан  их называют «сепаратисты», «боевики», но не «православные террористы». Нет прямой связи между религиозной принадлежностью и теми преступлениями, которые они совершают.

В случае же с мусульманами началось использование названия религии в связке с самим преступником.

В Европе очень мало знакомы с Исламом, но постоянно слышат об Аль-Каиде, ИГИЛе, и у них начинает складываться представление, что если это исламские террористы, то сама религия побуждает их к этому. Хотя, на самом деле, Ислам выступает против любого насилия и терроризма.

Удастся ли Европе в этот раз избежать волны исламофобии, мигрантофобии?

 Думаю, будет всплеск активности ультраправых сил, которые постараются использовать ситуацию для поднятия своего рейтинга. Кроме того, возможно, начнутся предприниматься действия по отношению к мигрантам, которые сейчас приезжают в Европу.

В Украине абсолютно другая ситуация в отношении мусульман и всех миграционных процессов. Насколько украинское общество готово не впадать в антиисламский дискурс?

 Абсолютно другая. Надеюсь, в Украине это не будет иметь таких больших последствий, как в Европе.
Объективно говоря, мусульмане Украины  другие. Они давно и прочно интегрированы в украинское общество. Я не говорю об отдельных малочисленных группах.

Но они есть?

 Есть, конечно. Это мигранты из стран Африки и Азии.

А группы представителей радикального Ислама?

 У нас они не радикальны. В Украине есть симпатики консервативных направлений, к примеру, салафизма или подпольного движения Хизбут-Тахрир. Но это незначительное количество людей, и я не слышал, чтобы они в Украине призывали к каким-то преступлениям, насилию. Само их присутствие часто обсуждается специалистами-исламоведами, которые исследуют мусульманское сообщество, и они привлекают к себе внимание тем, что они есть.

После аннексии Крыма салафиты выехали в Винницкую область

 Да, это так. Украинские салафиты, как и все салафиты, не радикальны, не призывают к каким-то противоправным действиям. Их образ жизни, поведение, отношение к брачно-семейным аспектам, воспитанию детей, участию в политической жизни страны достаточно консервативны. Но при этом никакой агрессии «вне» они не проявляют.

БОЛЬШИНСТВО МУСУЛЬМАН КРЫМА ОРИЕНТИРОВАНО НА МЕДЖЛИС И СЛУШАЮТ СВОИХ НАСИЛЬНО ДЕПОРТИРОВАННЫХ ЛИДЕРОВ

Переходя к теме Крыма и крымских татар: каковы сейчас отношения между Духовным управлением мусульман Украины «Умма» и Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК)?

 Последний раз с ДУМК мы обменивались некоторыми документами по вопросам паломничества в Священную Мекку больше года назад, еще в середине 2014 года. Политика России была направлена на то, чтобы полностью взять под контроль религиозных лидеров  и, судя по всему, им это удалось.

Общаетесь ли с крымским муфтием?

 К сожалению, нет. По нашим данным, с той стороны очень жесткий контроль российских спецслужб абсолютно над всем. Даже если бы была потребность выйти на связь, думаю, скорее всего, наши крымские единоверцы побоялись бы, потому что сразу началось бы огромное количество если не репрессий, то вопросов, почему они поддерживают связь с Украиной.

По Вашему мнению, куда сейчас движется Ислам в оккупированном Крыму?

 Нужно понимать, что большинство мусульман Крыма ориентировано на Меджлис и слушают своих лидеров.

В свою очередь оккупационная власть сформировала новых крымскотатарских лидеров

 Да, Россия их поставила в роли лидеров. Но многими крымскими татарами эта ситуация с продвижения новых лиц, на которых делает ставку Кремль, и в национальной, и в религиозной политике просто не воспринимается. Происходит тихое мирное неприятие и протест. Их не воспринимают всерьез, их не слушают.

Большого раскола в крымскотатарском общество не произошло: есть отдельные лица, которых курирует Россия, у них есть свои сторонники, но, в основном, все-таки слушаются и придерживаются мнения своих национальных лидеров, которых насильно депортировали из Крыма.

Чем для мусульман будет новая Соборная мечеть в Крыму?

 Строительство Соборной мечети в Крыму  это политический ход России. Власть РФ играет на симпатиях мусульман. Это еще одна попытка стать привлекательными в глазах крымских татар.

Ведь история этой мечети продолжается уже около 10 лет. И пророссийские власти Крыма  а в Крыму всегда были пророссийские власти: и «Русское Единство», и Партия Регионов  всячески препятствовали крымским татарам в ее строительстве.

Пока Крым находился под контролем Украины, все эти люди не давали ее построить. Мусульмане крымские татары были вынуждены просто нести кирпичи-ракушечники на эту территорию, на которой им сначала разрешили строительство, а потом это разрешение забрали.
И сейчас все те предатели, которые до того выступали против строительства этой мечети, вдруг резко озаботились тем, что «нужно построить и поддержать». Тогда им не нужно было нравиться крымским татарам, нужно было нравиться России, а теперь ей нравиться уже незачем, она пришла туда.

Как-то получается у них в одно и то же время бомбить жилые кварталы с мусульманским населением в Сирии и открывать Соборную мечеть в Москве.

Саид, Вы ведь родом с Донецка. В последнее время очень мало новостей о мусульманах на оккупированных территориях восточной Украины. Еще в самом начале военных действий была информация о репрессиях в отношении католиков, протестантов, но сейчас и о них очень мало информации.

 Точно, с Донецка, прописка у меня оттуда (смеется).

Оккупационная власть Донбасса идет по тому же пути, который РФ опробовала с мусульманами Крыма. Сейчас практически начинается заигрывание с мусульманами Донбасса и попытка найти тех, кто будет работать в интересах России.

Не так давно провели форум национальных и религиозных меньшинств Донбасса. Нашлись определенные лица, кто-то из них даже подарил Коран так называемому министру иностранных дел «ДНР». Было достаточно много людей на этом мероприятии. В ходе своих выступлений они признавались в своей любви к «Новороссии» или «ДНР».

В конце этого форума была принята резолюция о том, что национальные и религиозные сообщества будут всячески пропагандировать идеи непризнанной республики за рубежом среди своих единоверцев и бороться против «фашистской хунты» в Украине.

Эти люди кого-то представляют?

 Да, у них есть официальные мусульманские общины и объединения. В Украине было зарегистрировано 7 Духовных управлений, два из них осталось в Крыму и два в Донбассе, а Донбасс  это второй регион по численности мусульман после Крыма.

У НАС ЕСТЬ УКРАИНЦЫ-КАТОЛИКИ, УКРАИНЦЫ-ПРАВОСЛАВНЫЕ, УКРАИНЦЫ-НЕВЕРУЮЩИЕ  В ЧЕМ ПРОБЛЕМА, ЕСЛИ БУДУТ УКРАИНЦЫ-МУСУЛЬМАНЕ?

В Украине открываются мусульманские центры: Львов, Днепропетровск Это связано с аннексией и войной? Или подобная инициатива была уже давно?

 Нет, мы собирались открывать мечети и исламские культурные центры в этих городах. Одни из первых были организованы в Харькове, Донецке, Киеве, Одессе, потом Луганск и Запорожье, позже в Константиновке, Донецкая область. В Луганске была открыта полноценная Соборная мечеть, она полностью оформлена как культовое сооружение: с минаретом, с молельными залами.

А в Запорожье так пока не получается. Город большой, мусульман много, поэтому нужно строить мечеть как мечеть, а не просто культурный центр. Для этого необходимо разрешение, , чтобы власти города выделили землю.

Во Львове поднимался вопрос о строительстве мечети, но стоит учитывать и местные реалии. Дело в том, что там общество очень традиционное и очень христианское. Было большим вопросом, как местные жители воспримут инициативу. Для этого нужно, чтобы мусульмане стали неотъемлемой частью городской общины, интегрировались в этот город, чтобы пользовались уважением со стороны местного населения, со стороны других конфессий. И если будет действительно потребность оформлять культовое сооружение, тогда  да, этот вопрос стоит поднимать. Мечеть не должна становиться яблоком раздора и не должна быть пустой. Самым оптимальным решением в данном случае стало купить помещение и сделать в нем исламский культурный центр. Такое здание не носит сакрального культового характера. Если потребуется сменить место или построить мечеть, то его можно будет продать или сдать в аренду. А мечеть продать нельзя, это уже больше чем здание, это уже культовое сооружение.

Какова роль мусульман в Украине сейчас, и какие задачи Вы перед собой ставите?

 Моя главная задача  воспитать мусульман Украины как неотъемлемую часть украинского общества. В принципе, мусульмане и так хорошо интегрированы. Нужно уважать обычаи и традиции украинцев, но сохранять свою мусульманскую идентичность.

Нас мало в Украине, но важно то, чтобы мы были нормально интегрированы в общество, и общество воспринимало нас. Если мы сейчас сможем окончательно интегрироваться и найти общий язык  нас потом невозможно будет искусственно поссорить.

Я работаю над созданием мусульманской уммы (сообщества верующих) Украины, проповедую среди мусульман, чтобы они учили украинский язык, чтобы любили и защищали в случае необходимости нашу страну.

И я очень рад тому факту, что много мусульман-военнослужащих сейчас в АТО, мусульмане волонтеры, последователи Ислама жертвуют кровь раненым. Это не может не радовать. Наше молодое поколение чувствует себя украинцами, но украинцами-мусульманами.
У нас есть украинцы-католики, украинцы-православные, украинцы-неверующие  в чем проблема, если будут украинцы-мусульмане? В Украине нет места исламофобии.

Источник: Украинская Правда

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.