Специалисты в области религиоведения, социологии, политологии, государственные управленцы и специалисты во многих других смежных областях деятельности с большим интересом встретили результаты традиционного исследования Центра Разумкова «Особенности религиозного и церковно-религиозного самоопределения граждан Украины: тенденции 2000–2021 гг.». Оно вышло в начале февраля и было представлено в Киеве.
Ценность этой работы заключается в ее масштабности и уникальности, что позволяет не только пользоваться глобально препарированным материалом, но и на его базе анализировать данные качественно, широко понимать ситуацию и делать более объективные выводы и прогнозы относительно дальнейших общественных процессов, на которые влияют религиозные факторы. Другой особенностью исследования является его продолжительность, позволяющая изучать сложные социальные процессы в динамике.
За социологическими выкладками, диаграммами и цифрами скрываются не только сухие статистические данные о количестве верующих или религиозных организаций, структуре религиозной сети, но и много другой информации: о состоянии дел в религиозной сфере, симпатии или антипатии людей к реакциям на актуальные события, проблемы и конфликты.
Статья днепровского исследователя Павла Федосова является попыткой анализа текущей ситуации касательно ислама и мусульман в Украине. Сколько мусульман в Украине, как к исламу и мусульманам относятся на государственном и общественном уровне, сколько мусульман защищает Украину в рядах ВСУ, вклад мусульман в развитие межрелигиозных отношений — обо всем этом в материале «Ислам и мусульмане в Украине в контексте последнего исследования центра Разумкова».
Украинцы и их отношение к религии. Ислам в Украине
Ислам вторая по численности последователей религия в Украине.
Ислам для Украины не является чем-то неестественным и чужим. Появление ислама и мусульман на украинских землях обусловлено расположением Украины на стыке двух цивилизаций — христианской и исламской. Безусловно, влияние цивилизационного и исторического факторов обусловило наличие сотен тысяч мусульман в Украине и сегодня. Еще одним фактором распространения этой религии в нашей стране является социально-культурная среда, основа которой — религиозное мировосприятие. Это, в свою очередь, способствует развитию и функционированию различных религиозных верований, в том числе ислама.
Возможно, для кого-то это станет открытием, но согласно результатам исследования украинцы являются в основном религиозной нацией с традиционной, консервативной культурой. 7 из 10 граждан Украины верят в Бога, и этот показатель остается достаточно статическим в последние два десятилетия.
В течение всего периода исследований «украинское общество демонстрирует достаточно высокий уровень религиозности: в частности, по состоянию на конец 2010 г., по сравнению с 2000 г., число признающих себя верующими граждан выросло с 58 % до 71 %. В дальнейшем на протяжении 2010–2020 гг. доля верующих среди взрослых граждан Украины составляла в среднем 70 %. В настоящее время она составляет 68 % опрошенных. Около половины украинцев посещают богослужения. Этот показатель почти не меняется с 2000 года. (1)
Украину ни в коем случае нельзя назвать страной неверующих. Не верят в Бога только 8,5–9 % населения, среди которых 3,5–4 % атеистов и 5 % просто неверующих, то есть абсолютное меньшинство населения. Эти данные подтверждаются Хосе Казановой, старшим научным сотрудником Центра религии, мира и мировых дел в Беркли, проводившим исследование украинской религиозной среды в последние годы. По его данным, в Украине только 6–7 % людей не верят в Бога. (2)
Кроме определенных мировоззренческих, культурно-ценностных ориентаций, эти показатели указывают на место Украины по уровню религиозности среди других стран мира. В частности, в Европе Украина входит в высшую лигу религиозных наций, где лидером является Польша с 86 % религиозного населения. Например, доля религиозных граждан в Дании, Чехии и Эстонии составляет 7–8%. (3)
Возможно, данные будут полезны для тех, кто активно навязывает и продвигает в украинское общество культурные и социальные формы, несвойственные украинской нации.
Свобода вероисповедания и религиозная терпимость
В Украине мусульмане могут спокойно и беспрепятственно исповедовать свою религию и создавать собственные организации. Согласно полученным данным, большинство населения страны — православные христиане, но говорить о доминировании одной религии или деноминации не стоит, и это подтверждают данные исследования Центра Разумкова. Анализируя религиозную среду в нашей стране, Хосе Казанова пишет: «Украина — уникальное государство в Европе, не соответствующее модели, где доминирует одна религия (редко две конфессии — католическая и протестантская), а к другим, меньшим, деноминациям относятся терпимо. В Украине ситуация ближе к американской: существует много разных деноминаций, и ни одна из них не является господствующей». (2)
Результаты исследования позволяют предполагать, что отнесение себя частью граждан к определенной религии или конфессии, прежде всего к христианству, православию, связано в большей степени с социокультурной или этнической идентичностью, чем собственно с религиозной.
Согласно данным исследования, относительное большинство (38 %) опрошенных убеждены в том, что власть относится одинаково ко всем религиозным организациям в Украине; 17 % — что есть церкви, к которым власть относится лучше, чем к другим, а 8 % — что власть возвышает одну церковь в противоположность другим. По сравнению с прошлым годом доля тех, кто считает, что власть относится одинаково ко всем религиозным организациям, выросла на 17 %, что является самым высоким показателем за весь период мониторинга. (1)
Эти данные дают понимание, что в Украине создана как со стороны государства, так и общества благоприятная среда для всех религиозных учений и организаций, в частности для свободного исповедания ислама и функционирования мусульманских организаций.
Ситуация с религиозным плюрализмом в Украине кардинально контрастирует как с состоянием религиозной свободы в оккупированных Россией регионах Украины, так и в самой России, где преследованиям, в том числе уголовным, подвергаются представители некоторых мусульманских и христианских групп.
Сколько мусульман в Украине?
Как утверждает Википедия, в 2017 году количество мусульман в Украине составило 1–2 млн человек. Цифру 2 млн верующих мусульман называет также руководитель одного из мусульманских объединений Украины, муфтий Духовного управления мусульман Украины Ахмед Тамим. Правда, он признается, что цифра условна, поскольку подсчет верующих в подчиненной ему организации не ведется. (4)
Хотя социологические исследования не абсолютно точны при исчислении, как, например, перепись населения, но все-таки дают более или менее приемлемые данные о количестве мусульман в Украине. Согласно данным исследования Центра Разумкова в Украине, в 2021 году к мусульманам отнесли 0,2 % граждан (2010 — 0,9 %, 2014 — 0,2 %, 2019 — 0,1 %, 2020 — 0,5 %). В пересчете (на декабрь 2021 г. Госстат оценивал численность населения Украины в 41,208 млн человек) это составляет 82 000 человек. Даже если учесть статистическую погрешность, количество мусульман в Украине после 2014 года не превышало 200 тыс. человек.
Возможно, в общее количество украинских мусульман с целью увеличения численности и, соответственно, влиятельности некоторых организаций записывают иммигрантов. Однако, сравнив данные Государственной службы миграции Украины о количестве иммигрантов и их национальном составе, никак не получим фантастическую цифру в миллионы мусульман. (5, 6)
Также следует добавить, что на значительное уменьшение количества мусульман в Украине повлияла оккупация РФ в 2014 году части территорий Украины, где исторически и проживало большинство последователей ислама. Это фиксируют и объясняют результаты исследования.
Религиозная сеть мусульманских организаций в Украине
Исходя из данных мониторинга Центра Разумкова и примерного количества мусульман в 150 тыс. человек (с учетом статистической погрешности) и имеющихся данных о количестве зарегистрированных религиозных организаций мусульман в Украине на 2021 год (291 организация, по данным Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести), можем констатировать высокий уровень организованности мусульман Украины: около 500 верующих приходится на одну организацию. У христиан этот показатель составляет около 820 человек на 1 организацию.
К тому же у мусульман Украины помимо чисто религиозной есть еще одна форма объединения и организации — общественные организации. И следует отметить, что влиятельность этих организаций, их разветвленность и массовость часто превосходят духовные центры и управления. Среди таких организаций — ОС «Всеукраинская ассоциация «Альраид», Лига мусульманок Украины, Конгресс мусульман Украины, Ассоциация мусульман Украины.
Следовательно, можно заключить, что в Украине действует хорошо развитая религиозная сеть мусульманских организаций, которая по доступности и распространенности среди верующих даже превосходит возможности христианских организаций.
Оценка украинцами межрелигиозных отношений в стране. Отношение к исламу
58 % респондентов отмечают, что отношения между верующими разных церквей и религий в местности, где они живут, спокойные. Еще 11 % отметили, что они дружеские, только 3 % — что они являются конфликтными, и только 5 % — что они напряженные.
По данным мониторинга, украинское общество демонстрирует достаточно высокий уровень толерантности к разным религиям. Так, подавляющее большинство граждан, 76 % (как и в 2000 г.), считают: «любая религия, провозглашающая идеалы добра, любви, милосердия и не угрожающая существованию другого человека, имеет право на существование» (47 %), или «все религии имеют право на существование как разные пути к Богу» (29 %). И лишь около пятой части опрошенных поддержали утверждение, что «истинна только та религия, которую я исповедую» (8 %), или «право на существование имеют только традиционные для нашей страны религии» (14 %) — сумма этих ответов практически не изменялась, колеблясь в диапазоне 20–22 %.
Очень важна в этом исследовании не только фиксация статистических данных, количественных показателей, но и качественное состояние, характер ответов. Результаты, полученные в фокус-группах, убедительно доказывают это. Вот ответ мужчины (26 лет, верующий УГКЦ, западный регион): «Некоторые из мусульман воюют за Украину — почему нет? И у них есть община, живут и работают в Украине, имеют бизнес».
Правда, в эту довольно позитивную картину не вписываются данные касательно протестантизма, ислама и иудаизма. В целом по Украине доля тех, кто относится положительно, и тех, кто относится негативно к этим конфессиям, примерно одинакова. В западном регионе респонденты чаще считают, что право на существование имеют только традиционные для нашей страны религии. Именно такие представления могут обосновывать более выраженное, чем в других регионах, негативное отношение на западе страны к протестантизму, исламу и иудаизму. Но наиболее конфликтогенными, по мнению граждан, являются отношения между двумя православными церквями: Православной Церковью Украины и Украинской православной церковью (Московского патриархата). Что касается последней, негатив высказывается здесь гражданами чаще, чем в отношении любой другой религиозной организации в Украине. (1)
Анализ отношения украинцев к исламу позволяет определить несколько причин, с большой вероятностью формирующих негативные оценки. Возможно, главной причиной недоверия и страха, главных маркеров негативной реакции, является ксенофобия — как внутренняя, так и культурная. Другой разновидностью такого страха является ксенофобия лавкрафтианского типа, то есть боязнь вообще неизвестного и незнакомого. Именно такими незнакомцами оказываются для жителей традиционалистского консервативного запада Украины мусульмане.
Вторая причина проистекает из реакции украинцев на информацию СМИ об исламе и мусульманах. Стереотипы, фейки, непрофессионализм систематически создают демонический образ ислама. С одной стороны, подобной деятельностью занята Российская Федерация, ведущая войну с Украиной, в том числе в информационном поле. Информационные атаки призваны расшатать религиозный мир в Украине. С другой стороны, Кремлю помогают в этом и в Украине. Пытаясь удержать монопольное положение в системе государственно-религиозных отношений, один из духовных центров мусульман периодически обвиняет другие исламские организации Украины и отдельных мусульман в радикализме и экстремизме. Безусловно, такая деятельность формирует у украинцев негативный образ ислама и мусульман. (7)
Еще одной, по моему мнению, причиной является политически аморфная ориентация, социальная и культурная автаркия большинства мусульман Украины. Если быть честными, то однозначную и последовательную патриотическую позицию украинских мусульман демонстрирует только муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов — эту особенность выявил и описал в своей статье украинский исламовед Михаил Якубович. Исламское сообщество на публичном уровне особого интереса к теме агрессии России против Украины не проявляло, и в какой-то мере объяснить это можно религиозной демографией: многие мусульмане Украины, особенно Киева — это иностранцы. Мусульмане Украины в большинстве своем остаются русскоязычными, и в Украине нет ни одной мечети, где постоянно читаются проповеди на украинском языке. (8)
Более того, некоторые лидеры исламских организаций обвиняли украинских мусульман, вставших с оружием в руках на защиту Родины от агрессора, в терроризме или блокировали создание военных подразделений из мусульман, крымских татар. Здесь уж речь не о нейтралитете, а прямой поддержке политики страны-агрессора. (9, 10)
Такая ситуация воспринимается негативно украинским обществом, и об этом свидетельствуют данные мониторинга Центра Разумкова. На вопросы, какие религиозные организации можно запрещать в Украине и почему, были получены следующие ответы: «Это допустимо в случаях, когда религиозное объединение является тоталитарной сектой, полностью контролирует, подчиняет своих верующих, оказывает на них опасное психологическое воздействие (67 %); практикует жестокие религиозные обряды, угрожающие жизни и здоровью граждан (65 %); проповедует человеконенавистнические идеи (59 %); призывает к насильственным действиям в отношении представителей других религий (50 %). Еще 38 % называют причиной публичную поддержку религиозными объединениями политики страны-агрессора и 37 % — нарушение им законов Украины.
Украинские мусульмане и социальное служение
Проанализировав характер отношений и отношение в обществе к мусульманам, помимо негативных моментов следует отметить и положительные явления и процессы. Как было сказано выше, уровень доверия и недоверия к мусульманам, их организациям и религии в Украине примерно равен. Что же вызывает положительные чувства и отношение?
Украинцы считают, что социальное служение занимает ведущую или важную роль в деятельности религиозных организаций. 10 % респондентов отмечают высокий уровень социального служения мусульманских общин Украины. Учитывая мизерное количество мусульман в украинском обществе, такой уровень узнаваемости и заметности социального служения выглядит успешным.
Церковь продолжает удерживать одну из первых позиций по уровню общественного доверия среди общественных и политических институтов — вместе с Вооруженными силами и волонтерскими организациями. 63,5 % респондентов доверяют церкви и религиозным организациям. Со времен Майдана и последующих боевых действий мусульманские организации стали заметны в волонтерской деятельности. Другой формой волонтерства, перекликающейся с духовной помощью, является капелланская деятельность. Мусульмане создали отдельную группу, занимающуюся пастырской деятельностью в украинской армии — это Управление военного капелланства мусульман Украины, являющееся частью ДУМУ «Умма».
Интересен анализ количества мусульман в рядах Вооруженных сил Украины. По официальным данным, обнародованным Министерством обороны Украины, 2 % военнослужащих исповедуют ислам. Такой же процент защитников, например, исповедуют протестантизм. Так вот, если, по данным исследования Центра Разумкова, в Украине 0,2 % мусульман, то в армии их в 10 раз больше. На уровень доверия украинцев к исламу и мусульманам в первую очередь влияют эти факторы.
Еще одним созвучным настроениям украинцев важным направлением деятельности мусульманских организаций в Украине, по мнению 19,5 % респондентов, является защита традиционных ценностей. Не секрет, что мусульмане очень придерживаются традиционных семейных ценностей: уважают родителей, старших, считают брак основой семейных отношений, и это нравится значительной части украинцев.
Напоследок нужно затронуть тему мира и толерантности. Украинцы понимают важность популяризации и претворения в жизнь этих ценностей — об этом говорят почти 15 % опрошенных. Часть организаций мусульман Украины систематически развивает это направление деятельности: это и работа межрелигиозных организаций, конференции, социальная активность, научные и просветительные проекты. Последний такой форум состоялся 4 февраля в рамках Всемирной недели межрелигиозной гармонии в Киеве. Оценивая состояние межрелигиозных отношений, муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов коснулся феномена межрелигиозного мира в Украине, отметив, что это стало возможным благодаря достижению церквей, религиозных объединений и украинского гражданского общества. Также он заявил о готовности украинских мусульман к межрелигиозному и межконфессиональному диалогу.
1. https://razumkov.org.ua/uploads/article/2021_Religiya.pdf (Особливості релігігійного і церковно-релігійного самовизначення громадян України: тенденції 2000-2021рр. (Інформаційні матеріали)
2. https://www.radiosvoboda.org/a/religijna-sytuatsija-v-ukrajini/31253931.html (Шість тез, які змусять українців по-новому подивитися на своє релігійне життя)
3. https://www.the-village.com.ua/village/city/city-news/267431-naybilsh-ta-naymensh-religiyni-krayini-u-sviti (Найбільш і найменш релігійні країни у світі)
4. https://rubryka.com/2019/01/04/v-ukrayini-prozhyvaye-blyzko-2-mln-musulman-i-tut-vzhe-buduyut-platsdarm-dlya-verbuvannya-v-ekstremisty-muftij/ (В Україні проживає близько 2 млн мусульман, і тут вже будують плацдарм для вербування в екстремісти — муфтій)
5. http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/menu/menu_u/ds.htm
6. https://iom.org.ua/sites/default/files/migration_in_ukraine_facts_and_figures_2021-ukr_web.pdf
7. http://www.golos.com.ua/article/341267 (Толерантність лише на папері?/ Голос України. 27.01.2021)
8. https://islam.in.ua/ua/dumky/chy-hochut-ukrayinski-musulmany-zhyty-v-rosiyi (Чи хочуть українські мусульмани жити в Росії? / Іслам в Україні. 25.01.2022)
10. https://hromadske.radio/ru/podcasts/kyiv-donbas/klevetoy-ahmeda-tamima-dolzhny-zanyatsya-sbu-i-mvd-muzhdabaev (Громадське радіо. Клеветой Ахмеда Тамима должны заняться СБУ и МВД. 02.12.2016)
11. https://novynarnia.com/2021/01/07/zsu-pcu/ (70 % вірян ЗСУ відносять себе до помісної Православної церкви України)