Сегодня во многих странах Ислам нередко связывают с разными радикальными течениями. Принимая это во внимание, в Индонезии, стране с самым большим мусульманским населением, развивают умеренный Ислам, характерный для обширного региона под названием Нусантара — стран, населенных народами, говорящими на австронезийских языках (Индонезия, Малайзия, Бруней, Филиппины, Мадагаскар, Океания, в известной степени Сингапур, Таиланд, Вьетнам и Тайвань. — Ред.). Эта концепция призвана показать изначальный мирный и прогрессивный характер религии Аллаха.
Как поясняет издание «Исламосфера», авторы этой доктрины утверждают, что «Ислам Нусантары» — это понимание Ислама, возникшее не в последние несколько лет или десятилетий. Оно восходит к XVI веку и является результатом долгого исторического развития универсальных исламских ценностей на индонезийской почве. Само слово Нусантара представляет собой поэтическое название Индонезии и означает «архипелаг» (от яванского nusa — остров, antara — другой, отдаленный, вся территория).
Термин Нусантара был впервые использован индонезийской исламской организацией «Нахдатул Улама» (Nahdatul Ulama) в 2015 году как альтернатива тому толкованию Ислама, которое ассоциируется с арабским миром и Ближневосточным регионом.
Основными элементами Нусантары являются умеренность, сострадательность, антирадикализм и терпимость. Умеренность в данном случае подразумевает не политическую позицию, а скорее концепцию умеренного Ислама — аль-васатыя.
Большое внимание в индонезийском варианте Ислама отводится сохранению и развитию местной культуры. В частности, особенности местной культуры учитываются при формировании правового корпуса исламского фикха. Само понятие «индонезийский фикх», который учитывает местные обычаи, было предложено несколькими индонезийскими мусульманскими учеными в середине прошлого века. Идею популяризировали М. Хасби ас-Сиддики и Мунавир Шазали. В числе прочего Шазали высказал идею, что при разделе наследства мужские и женские доли должны делиться поровну, а не как в традиционном фикхе, когда мужчинам достается две трети наследства. Для аргументации своей позиции профессор сослался на практику знаменитого рынка Клевера в Суракарте (о. Ява, Индонезия), где большинство торговцев были женщинами, в то время как их мужья являлись фактически безработными.
Нусантара учитывает традиции, существующие в индонезийском обществе в течение веков. Сюда относится так называемые молитвы за усопших (тахлилян), коллективные моления и застолья, на которых участники просят Всевышнего обеспечить благополучный исход важных для них событий, посещение могил предков или святых (зиярат) и т. д.
Внедрение «Ислама Нусантары» в индонезийское общество осуществляется через традиционные школы-интернаты песантрен. Эта доктрина основывана на традиционном восточном этикете, в рамках которого особое почтение оказывается улемам (религиозным ученым). Студенты нуждаются в постоянном руководстве со стороны своего религиозного учителя, чтобы не сбиться с пути и не попасть под влияние радикальных идей. Еще одним отличительным аспектом является акцент на характеристику Пророка (мир ему и благословение) — «милость для миров» — как на исламскую универсальную ценность, которая содействует миру, терпимости, взаимному уважению и плюралистическому мировоззрению.
Идеология Нусантары является связующим элементом между светскими националистами и исламскими силами в Индонезии. Эта концепция всячески поддерживается правительством Индонезии. Вице-президент страны Юсуф Калла на открытии молодежной конференции исламской организации «Мухаммадия» (Muhammadiyah) в этом году сказал: «В нашей стране живет самая большая мусульманская община в мире, но в своей проповеди она использует не силу, а мягкость и содействие. Это означает, что наш призыв отличается от призыва других мусульманских стран — в нем приоритет отдается культурному компоненту».
Как ранее сообщала «Исламосфера», в 2017 году, выступая на открытии Международной выставки исламского образования в городе Серпонг (фактически пригород Джакарты. — Ред.) в провинции Бантен, министр по делам религий Индонезии Лукман Хаким Сайфуддин заявил, что «исламское образование в Индонезии должно всегда сохранять традицию сочетания чисто религиозных подходов, основанных на Коране и Сунне, с рациональными академическими подходами, которые были приняты еще средневековыми учеными и привели к формированию милосердного и умеренного Ислама в стране».
Также министр сказал:
«Исламское образование в Индонезии должно идти по срединному пути, так как чрезмерная приверженность только одному из академических подходов и отказ от всех остальных был бы опасен. <...> Принятие подхода, основанного на религиозном тексте, и отрицание разума не позволяет студентам отвечать на вызовы времени, в то время как слишком большой акцент на разуме в понимании Ислама приведет студентов к тому, что они могут стать слишком либеральными и свободными. <...>
Несмотря на то, что некоторые исламские образовательные учреждения пошли на крайности в превознесении одного академического подхода в ущерб другим, большинство исламских школ Индонезии разумно объединили два академических подхода и в итоге создали ситуацию, в которой страна может видеть Ислам таким, каким он должен быть, то есть „милостью для миров“. <...> Мы благодарны нашим предкам за мудрое сочетание этих двух подходов, ведь они не сталкиваются друг с другом, а дополняют друг друга. На нас всех лежит ответственность обеспечить исламское образование, способное всегда сохранять эти два подхода, каждый из которых по-своему хорош».
Международная выставка исламского образования, проходившая 21–24 ноября 2017 года по инициативе Министерства по делам религий, была направлена на поощрение исламских исследований как на уровне страны, так и на уровне международного научного сообщества, а также укрепление потенциала Индонезии в качестве центра исламских исследований.