На пути к возрождению богословской исламской традиции в Украине

На пути к возрождению богословской исламской традиции в Украине
На пути к возрождению богословской исламской традиции в Украине
13.03.2019
Оцените статью: 
(284 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Общественная организация «Ансар Фаундейшн» издала книгу «Послание о единстве мусульман», автором которой является председатель Всеукраинской ассоциации «Альраид» шейх Сейран Арифов. В книге освещена актуальная тема внутреннерелигиозного диалога, а также проблема единства мусульманской общины. Ориентированное на мусульманского читателя издание уже появилось в мечетях и исламских культурных центрах Духовного управления мусульман Украины «Умма» (ДУМУ «Умма»).

Известный украинский ученый-религиовед, востоковед, исследователь доктринальной и философской мысли исламского мира, первый переводчик смыслов Корана на украинский с языка оригинала, член редакционной коллегии международного исламского журнала «The Minaret of Islam», журнала «Украина и исламский мир» (г. Киев), журнала «Rocznik Tatarow Polskich» (Польша), Международной ассоциации гуманитариев (США), Исламского колледжа перспективных исследований (Норвич, Великобритания), председатель Центра исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия», кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович написал рецензию на труд Сейрана Арифова, обнародованный на сайте Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) под заголовком «О единстве мусульман от украинского исламского интеллектуала».

Предлагаем полный текст рецензии.

«Выход в свет новой книги шейха Сейрана Арифова, который сейчас возглавляет Всеукраинскую Ассоциацию «Альраид» — одна из тех приятных неожиданностей, которые все чаще встречаются в украинской исламской среде. Традиционно «мусульманский сегмент» украинского книгоиздательства (значительно активизировался в последние годы, о чем свидетельствует регулярное участие исламских организаций и на «Книжном Арсенале», Львовском книжном форуме и других мероприятиях) представлен переводной или научной литературой, а вот богословские наработки современных мусульманских интеллектуалов из Украины издаются крайне редко. Фактически это едва ли не первая в новейшей истории Украины богословская исламская книга, которую написал украинский автор крымскотатарского происхождения, свидетельствующая еще и о возрождении славной традиции прошлого.

«Послание», которое вышло на русском языке (как бы к этому не относились, но даже несмотря на значительное украинизацию, исламская община в Украине преимущественно русскоязычная), состоит из трех частей. Первая часть рассматривает проблему разделения в современном исламе, необходимость сохранения единства и, главное, пути, которыми этого можно достичь. Опираясь на первоисточники (Коран, хадисы), автор подчеркивает, что в вопросах различий необходимым условием плодотворной дискуссии является соблюдение норм адабу, исламской этики. Стоит вспомнить, что, например, в османские времена мусульманские авторы публиковали сотни работ, посвященных «адабу дискуссии» (адаб аль-бахс), среди которых были и выходцы из Крыма (например, Мехмет Кефеви (ум. 1751)). Шейх Сейран продолжает эту линию, обращаясь к наследию исламских авторитетов средневековья и рассказывая много биографических и даже автобиографических историй, которые добавляют своеобразной «атмосферности» книге.

Вторая часть прежде всего касается мазхабов — религиозно-правовых школ ислама, их значимости и различия в методах; автор постоянно подчеркивает, что понятие «знание» в исламе связано с «практикой», и поэтому человек, желающий блага для общества в целом, не может быть причиной вражды, ненависти или пропагандировать взгляды, далекие от умеренности.

Наконец, третья часть касается наиболее проблемной темы — различий в религиозной доктрине (акида), и здесь шейх Сейран рассматривает суннитскую традицию в трех контекстах — ашаритском, матуридитском и асаритском (ханбалитском); проблемой современности, считает он, остается фанатизм в отношении к какой-то школе и исключение других, в то время как авторы прошлого пытались найти компромиссную позицию. Целесообразно вспомнить здесь, например, попытки совместить матуридизм или ашаризм, или, в некоторых случаях (как это делал Абд аль-Гани ан-Набулуси (1641 — 1731), который пытался согласовать позиции ашаритов и ханбалитов. Шейх Сейран акцентирует внимание именно на общности, а не на различиях, преодолеть которые поможет сознательное видение как первоисточников, так и того, в чем именно заключается благо мусульманской общины и общества в целом.

Несмотря на цитаты из сотен книг, обработанных и приведенных автором, труд читается удивительно легко и доступно, и будет полезным даже для тех, кто только начинает изучение исламской традиции. Хочется надеяться, что в ближайшее время появится как украинский, так и английский вариант этой работы, особенно полезной для мусульман, живущих в секуляризованном мире».

Напомним, Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» (ДУМУ «Умма») шейх Саид Исмагилов отметил, что эта работа может заинтересовать и последователей других вероучений, однако требует от читателя определенных знаний.

Справка: Сейран Арифов — председатель ОС Всеукраинская ассоциация «Альраид». С 1987 года жил в Крыму. После окончания средней школы учился в медресе в Симферополе, затем — в ливанском университете Джанан по специальности «исламские науки». Преподавал в школе Хафизов при духовном управлении мусульман Крыма; был имамом мечети Исламского культурного центра. Является автором статей для изданий «Альраид», «Ислам для всех» и монографий на различную исламскую тематику.

Видео с презентации
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.