«Агафангел Крымский — первое в Украине научное осмысление Ислама» — так назывался один из разделов представленного на VI Международной исламоведческой школе докладе «Мусульманские мотивы в украинской литературе», который подготовила старший научный сотрудник Львовского музея Ивана Франко Соломия Вивчар.
Как утверждает исследовательница, востоковедческое наследие Агафангела Крымского до сих пор должным образом не исследовано:
— Рядовой читатель лучше всего знает его литературные переводы с персидского и арабского языков и, возможно, слышал о нескольких монографиях по ориенталистике. На самом деле научные востоковедческие наработки Агафангела Крымского, которые можно сравнить с огромной галактикой (такие же объёмные и малоисследованные), состоят из четырех больших групп — тюркология, иранистика, арабистика, история Ислама, — отмечает Соломия Вивчар.
В подтверждение своего мнения докладчик приводит слова одного из учеников ученого — академика Крачковского, который отметил, что для «популяризации науки он сделал больше, чем все предыдущие и современные ему арабисты.
— Агафангел Крымский является одним из основателей украинской Академии наук (оставив блестящую карьеру в Москве в 1918 году, на призыв своего друга Вернадского вернулся в Киев, где жертвенно работал до трагического дня ареста и ссылки в сталинскую тюрьму). В ее структуре создал ряд востоковедческих институтов: «Кабинет арабо-иранской филологии», «Тюркологическая комиссия», «Жидовская (позже — еврейская) историко-археографическая комиссия». В этих учреждениях проводилась активная научно-исследовательская работа, однако, к сожалению, они, как и их основатель, стали жертвами сталинского режима…
Агафангел Крымский занимался также и изучением истории литературы крымскотатарского народа. Его труды о крымских татарах долгое время были запрещены и увидели свет лишь недавно, после обретения Украиной независимости — были изданы «Избранные востоковедческие труды» в 5 томах.
Первые исламоведческие разведки ученого были напечатаны на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», выходившего в Москве в 1890–1907 годах. За этот период он написал для «Словаря» более 100 статей.
В 1895 году Агафангел Крымский опубликовал исследование «Очерк развития суфизма до конца III ст. хиджры» (Москва, 1895). Это системная научная работа о первых трех веках суфийства со ссылкой на арабские, персидские и европейские источники.
Следующим большим исламоведческим трудом Агафангела Крымского является «Ислам и его будущность» (1898). Это одна из ранних работ академика, написанная им во время пребывания в Ливане. В ней он выражает мнение о том, что Ислам как религия имеет большой потенциал для распространения, особенно в станах африканского континента, а меры христианских миссионеров, которые противостоят этому, «бывают негодны и вовсе безрезультатны».
В 1901 году увидела свет монография в двух частях «Ислам», в которой исследованы зарождение и самый старый период истории Ислама. В 1904 году появилась монография «История мусульманства», посвященная мусульманской вере и Богопочитанию, а также исламскому праву. Все это автор сопровождает точными библиографическими ссылками на труды тогдашних европейских (немецких и французских) и арабских исследователей.
Кроме исламоведческих работ, в научном наследии Агафангела Крымского, в частности в его исследованиях по арабистике, также можно найти много исламоведческих акцентов. Это заметно уже из названия труда «История арабов и арабской литературы, светской и духовной (Корана, фикха, сунны и др.)" (1911).
В своих поздних монографиях «История новой арабской литературы» (1940) и «Низами и его современники» (1941) он также говорит о влиянии Ислама на историю и литературу народов.
Как отметила докладчик, названные ею в докладе труды Агафангела Крымского являются лишь маленькой каплей его огромного научного наследия (востоковедческого, славистического и украинистического), которое до сих пор должным образом не проанализировано и не обработано.
Напомним, VI Международная исламоведческая школа «Ислам в современном мире: историческое, культурное, интеллектуальное пространство» проходила с 30 июня по 5 июля 2017 года в Одессе на базе Исламского культурного центра «Аль-Масар».