Древние мечети Судака. Часть вторая

Судакская крепость
Судакская крепость
Мечеть Хаджи Бея. Аэрофотосъемка
Мечеть Хаджи Бея. Аэрофотосъемка
Судакская крепость на картине М.Иванова
Судакская крепость на картине М.Иванова
Судакская крепость
Мечеть Хаджи Бея. Аэрофотосъемка
Судакская крепость на картине М.Иванова
09.12.2019
Оцените статью: 
(274 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В истории Судака можно выделить четыре периода, когда город находился под властью мусульман. Первый, непродолжительный, связан с походом сельджукского эмира Хусам-ад-Дина Чобану в восточный Крым — с 1217 по 1227 год. После сельджуков на полуостров обрушиваются монголы, сделав его одним из своих улусов. С приходом к власти в Улусе Джучи хана Берке мусульмане, в том числе в Крыму, получают значительные привилегии. В это время конийский султан Изз-ад-Дин Кей-Кавус II проиграл схватку за власть монголам и оказался на территории Византийской империи, став пленником императора Михаила Палеолога. Узнав об этом, хан Берке потребовал дать султану свободу. Император ответил достаточно уклончиво, что дало повод Берке начать поход на Византию.

Монгольская армия стремительно вошла во Фракию, подойдя к городу Энос, где находился Кей-Кавус II. Византийцы были вынуждены отпустить султана, и он покинул негостеприимную империю в обозе монгольской армии. По мнению средневекового историка Мюнеджим-баши, одной из причин того, что Берке активно вмешался в анатолийскую политику, было то, что супругой хана являлась тетя Кей-Кавуса II.

Берке дал в управление Кей-Кавусу II восточный Крым с резиденцией в Судаке — это второй мусульманский период в Крыму. Согласно новейшим исследованиям, сельджуки на полуострове даже чеканили собственную монету, что свидетельствует о значительной степени автономности их анклава. Вместе с султаном в Крым перебралась довольно большая группа сельджукских эмигрантов, среди которых следует выделить мусульманского духовного лидера Сары Салтука.

Помимо восточного Крыма, значительным было влияние сельджуков и в Херсонесе, где в ходе раскопок было обнаружены многочисленные фрагменты керамики из Анатолии, а также сельджукские монеты. Кроме того, в 2014 году в селении Суук Салы, недалеко от Старого Крыма, была найдена каменная стела с изображением воина. По мнению археологов, речь идет об изваянии, характерном для сельджуков. Вероятно, стела была изготовлена мастерами, переселившимися в Крым вместе с султаном Кей-Кавусом II.

Наличие значительной группы мусульман в Крыму диктовало необходимость строительства мечети или даже множества мечетей. Здесь уместно  вспомнить мечеть Бейбарса в Солхате. Этот город, как и Судак, был передан в управление Кей-Кавусу II. По легенде, египетский султан Бейбарс был родом из Крыма и в память об этом передал 2000 динаров на строительство мечети, руины которой сохранились до сих пор. Сооружение мечети началось еще при жизни Кей-Кавуса II. Интересен и такой факт: освобождение Кей-Кавуса II из византийского плена активно лоббировали, кроме Берке, и египтяне.

Переселение значительной группы сельджуков из Анатолии привело к тому, что огузские диалекты стали доминирующими на южном берегу Крыма. В период Османской империи огузская составляющая в крымскотатарском языке еще более усилилась. В целом такое положение сохранялось вплоть до середины XX века.

Возвращаясь к Судаку, следует отметить, что османский путешественник Эвлия Челеби упоминает о трех мечетях, находившихся в пределах городской черты. Его описание дает некоторое представление о судакских мечетях: 

«Сохранилось также две соборные мечети. Первая — на восточной стороне крепости, у берега моря — древняя соборная мечеть султана Баезида Вели с каменным куполом и каменным минаретом, построенными из как бы светящегося мягкого камня. В этой мечети есть михраб, опять же вырезанный из этого камня, образцовый и украшенный, как хамелеон, да так, что разум человеческий поражается. Этот михраб выстроен как михраб мечети святого шейха Шами в городе Кескине Сивасского эйялета. Но в этой мечети известка (известковая штукатурка. — Ред.) на высоком куполе с течением времени попортилась. По тексту аята „Поистине, стройте мечети Божии“, эта султанская мечеть нуждается в исправлении и восстановлении.

Во времена неверных сын падишаха Узбека был в море в окрестностях Судака и стал пленником неверных генуэзских франков этой крепости. С разрешения заблудшего короля он построил эту мечеть и окружающие [здания]. Поэтому ее кыбла выверенная… В стороне этой мечети совсем нет домов. Потом, после захвата [крепости], эту мечеть шехидов Баезид-хан Вели снова сделал мечетью. Но она стоит далеко от общины. В этом месте есть также мечеть Хаджи-Бая».

Мечеть Хаджи-Бая в настоящее время более известна как мечеть Хаджи-Бея. В 1980 году археологической экспедицией Академии наук УССР под руководством И. Баранова на территории судакской крепости были проведены раскопки, в результате которых обнаружено место расположения мечети Хаджи-Бея. В последующем Баранову удалось выявить остатки фундаментов сооружения 39 × 30 метров. 

Яркая характеристика мечети приведена в работе крымских историков А. Джанова и В. Майко «Османский Судак. Источники и историческая топография»:

«Несомненно, исследованный комплекс являлся выдающимся сооружением. Вход в него был оформлен монументальным порталом с крытой входной галереей и четырьмя служебными помещениями по бокам. В его оформлении использовались колонны. План постройки в том виде, в котором его удалось проследить в процессе натурных и археологических исследований, представляет собой довольно обширную постройку прямоугольной формы, вероятно с внутренним двором».

Мечеть Хаджи-Бея просуществовала вплоть до конца XVIII в. Вероятно, она была разобрана при строительстве казарм для Кирилловского гарнизонного полка, который какое-то время размещался в Судаке. Археологические раскопки не смогли дать ответа на вопрос, когда именно была сооружена мечеть. Однако можно сделать несколько предположений. Ее архитектура характерна для раннеосманских сооружений Анатолии. Скорее всего мечеть была построена во второй половине XIV века — в третий мусульманский период, когда на полуострове господствовала Золотая Орда. Об этом же косвенно говорит и тот факт, что культовое сооружение названо в честь Хаджи-Бея, отсылая нас к личности хорошо известного правителя Крыма времен темника Мамая и хана Тохтамыша. С уверенностью можно утверждать, что золотоордынская мечеть неоднократно подвергалась перестройкам и ремонтам, о чем свидетельствует часть генуэзской закладной плиты из кладки сооружения и странная хаотичность выявленных фрагментов фундаментов некоторых помещений.

За пределами судакской крепости, недалеко от входа, существовала мечеть Синана, названная в честь привратника, жившего в городе в первой половине XVI века. О ней сохранилось крайне мало информации. Вероятно, она просуществовала вплоть до начала XIX ст. Во всяком случае, побывавший в 1796 году в Судаке Жильбер Ромм еще застал мечеть и даже оставил ее краткое описание: 

«Ближе к въезду в крепость стоит мечеть в более современном стиле; при ней что-то вроде паперти, образуемой тремя аркадами, опирающимися посредине на мраморные колонны».

Точное местоположение мечети Синана в настоящее время определить не представляется возможным, поскольку оно находится в зоне сплошной современной застройки.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.