Конец ХІV века был ознаменован ярким событием, которое в значительной мере изменило ход истории Восточной Европы. 12 августа 1399 года в битве на реке Ворскла войска Золотой Орды разгромили армию великого литовского князя Витовта, тем самым остановив стремительное продвижение литовцев на восток. Это поражение дало возможность Москве стать центром консолидации земель Северо-Западной Руси. Так родилось государство, ставшее могильщиком всех исламских держав в Европе.
Витовт уже давно активно вмешивался во внутреннюю политику Золотой Орды. В 90-е годы ХІV века пришедший из Средней Азии последний великий монгольский завоеватель Тимур (Тамерлан) нанес несколько чувствительных поражений золотоордынскому хану Тохтамышу. Он взял штурмом и разрушил столицу государства — Сарай. Казалось, что Улус Джучи обречен.
Витовту для завоевательного похода удалось собрать большую армию, в составе которой были тевтонские рыцари, польская шляхта и князья из земель, позднее ставших частью Украины и Беларуси. Он решил нанести окончательный удар по Золотой Орде. Самонадеянно бросил свою конницу в наступление, Витовт угодил в ловушку. Татары отступили, заманив противника в глубину своей обороны, а затем внезапно нанесли удар. Почти вся армия литовского князя пала в бою. Сам он едва спасся бегством. Это поражение стало шоком для великого полководца. В дальнейшем Витовт всячески избегал прямых столкновений с войсками Золотой Орды.
Несмотря на победу в битве на Ворскле, лучшие времена Улуса Джучи были уже позади. Огромное государство разрывали внутренние противоречия. Борьба за власть между претендентами на престол Золотой Орды выявила, что Крым, благодаря своему географическому положению, является очень удобной базой, используя которую можно не только отбиваться от врагов, но и успешно наступать. В 1428 году один из чингизидов, Хаджи Герай, при поддержке Витовта захватил небольшой, но очень важный Крымский улус. Этот незначительный эпизод междоусобной борьбы положил начало созданию государства крымских татар.
Со времен Хазарского каганата различные тюркские племена и народности жили в Крыму. К XV веку большая часть из них приняла Ислам. Именно религия стала тем фундаментом, благодаря которому родилась крымскотатарская нация. Хаджи Герай стал основателем нового государства — Крымского ханства. К моменту его создания полуостров представлял собой довольно пеструю картину: как в этническом, так и в религиозном плане. В прибрежной зоне существовали города-колонии генуэзцев, которые были христианами-католиками. В горном Крыму существовало небольшое готское княжество Феодоро. Готы в своем большинстве исповедовали православие. Кроме того, на полуострове жили караимы, армяне, евреи и греки.
Ислам стал главной религией нового Крымского ханства. В ярлыке Хаджи Герая за 1459 год говорилось о существовании мусульманского духовенства, среди которого были муддарисы, мухтасибы и сеиды. К середине XVІ века Крымское ханство представляло собой полноценное мусульманское государство, в котором Ислам играл чрезвычайно важную роль. Этому способствовал и тот факт, что в 1478 году Крым стал вассалом могущественной Османской империи. В конце XV и первой половине XVІ столетия на полуострове ведется активное строительство мечетей. Благодаря сохранившейся информации о переписи населения в городе Кафа (Кефе) мы знаем, что в 1529 году там было 37 мечетей и 8,1 тыс. мусульман.
После распада Золотой Орды на несколько независимых государств именно Крым стал настоящим «мечем Ислама». Несмотря на то, что территориально Крымское ханство было небольшим государством, его правители проводили активную наступательную политику. Однако они отказались от тактики времен Золотой Орды, когда ставилась задача захвата и удержания территорий, которые входили в состав вновь создаваемых улусов. Вместо этого крымские ханы совершали набеги на земли своих противников, уничтожая их экономическую базу и уводя в Крым пленных. Благодаря такой схеме Крымское ханство создало вокруг и частично внутри контролируемых территорий своеобразный вакуум — Дикое поле. Однако со временем противники Крыма, и в первую очередь запорожские казаки, смогли найти эффективный ответ на эту тактику. Крымское ханство стало подвергаться ответным набегам казаков, которые разрушали крепости и города, уводили скот, грабили караваны купцов.
В 1484 году османский султан Баязид ІІ совершил успешный поход в южную Бессарабию, захватив принадлежавшие на тот момент Молдавскому княжеству города Килия и Аккерман. В этой войне впервые в качестве союзника турок выступила армия хана Менгли Герая численностью в 50 тыс. человек. В дальнейшем границы Османской империи и Крымского ханства проходили по Днестру, но уже в XVI веке турки постарались отодвинуть их в район Днепра, создав в Днестровско-Днепровском междуречье еще одно вассальное образование — Едисан.
На протяжении всего XVI столетия военная мощь Крыма делала его одним из ведущих европейских государств. В 1571 году хан Девлет Герай совершил знаменитый поход на Москву. Перед лицом огромного крымского войска царь Иван Грозный бросил свою столицу, которая была разрушена и сожжена. В приступе паники русский владыка, чтобы спасти державу от краха, был даже готов отдать во владение Девлет Гераю недавно завоеванное Астраханское ханство.
К концу XV века, несмотря на многочисленные войны и внутренние конфликты, два государства — Крымское ханство и Османская империя — контролировали весь юг и значительную часть востока современной Украины. На пространстве между Дунаем и Доном возникла оригинальная исламская цивилизация, которая впитала в себя культурные достижения Золотой Орды и многочисленных тюркских племен и народностей: хазар, половцев, печенегов, ногайцев. Жестокие войны сделали крымских татар не только закаленными бойцами, но также и философами, поэтами, архитекторами и строителями. Вплоть до конца ХVIII столетия Крымское ханство сохраняло свою самобытную культуру, проникнутую духом Ислама. Но в 1783 году Россия, наплевав на все международные соглашения, аннексировала Крым, сделав его своим форпостом на Черном море.
С другими материалами из цикла «История Ислама в Украине» можно ознакомиться здесь.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»