«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.

«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.
Султан-Галиев и Измаил Фердевс
«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.
Султан-Галиев
«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.
Делегаты съезда коммунистических организаций народов Востока
«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.
«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.
«Исламский социализм» и его влияние на политическую элиту Крыма в 1917—1923 гг.
02.03.2017
Оцените статью: 
(518 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Свержение царизма в результате Февральской революции в России (1917 г.) открыло широкие перспективы для самоопределения крымскотатарского народа. Впервые после аннексии Крыма Российской империей в 1783 году коренной народ полуострова получил возможность самостоятельно определять свою судьбу.

В условиях демократизации общества появилось множество политических партий и организаций. Огромное влияние на население Крыма оказывали начавшиеся в городах митинги, в которых активную роль стали играть солдаты и офицеры военных гарнизонов. Весной 1917 года в воинских частях начались массовые волнения солдат и матросов, уставших от шедшей уже третий год войны.

«Пришли первые газеты из Петрограда и Москвы. Появилось много новых газет социалистического направления, призывавших к низвержению государственного строя и разложению дисциплины в армии и на флоте. В мгновение ока настроение команд изменилось. Начались митинги»,  вспоминал очевидец событий в Крыму.

Огромное влияние на массы начали оказывать партии эсеров и большевиков. В июле 1917 года членом большевистской партии стал Измаил Фирдевс, крымский татарин, родом из Симферополя. Он родился 2 декабря 1888 года, с отличием закончил Татарскую учительскую семинарию, был членом подпольных революционных кружков, после Февральской революции заинтересовался идеями Ленина.

Летом 1917 года в Крыму создали Объединенную татарскую социалистическую партию, в программном документе которой говорилось: «Татарский народ требует для себя национально-культурную автономию как необходимый фактор свободного развития национального самосознания». Идеи национального, социального и религиозного освобождения приобретали все более широкую популярность.

Октябрьская революция в Петрограде не нашла широкого отклика в Крыму. Выборы в Учредительное собрание большевики с треском проиграли. Большинство голосов было отдано эсерам, второе место по итогам голосования получили представители мусульманского населения Крыма. Но большевистская партия разогнала Учредительное собрание, аннулировав результаты выборов.

Единственной силой, поддержавшей новую советскую власть, был Черноморский флот. В Севастополе на кораблях были подняты красные флаги. В ответ на это один из лидеров крымскотатарского национального движения Джафер Сейдамет создал Крымский революционный штаб, который опирался на конные полки, сформированные из коренного населения.

В этот период Измаил Фердевс принимал активное участие в установлении власти большевиков, тем самым выступая за ликвидацию созданной в декабре 1917 года первой в истории тюркской национальной Крымской Народной Республики. В советской Тавриде, созданной в Крыму коммунистами, Фердевс занял посты народного комиссара по иностранным и национальным делам. После оккупации Крыма немецкими войсками в мае 1918 года он уехал в Москву, где познакомился с казанским татарином Мирсаидом Султан-Галиевым, создателем Мусульманского социалистического комитета. В 1918-м Султан-Галиев вступил в компартию, при этом он активно разрабатывал теоретические основы новой идеологической доктрины, получившей название «исламский социализм», который должен был объединить элементы марксизма и Ислама. Активным сторонником исламского социализма являлся и видный деятель татарского революционного движения в Поволжье Мулланур Вахитов, глава Комиссариата по делам мусульман Внутренней России.

После разгрома Врангеля в Крыму было создано татарское бюро Крымского обкома Российской коммунистической партии (большевиков). Наладить ее работу на полуостров был отправлен Султан-Галиев. Там он познакомился с группой крымскотатарских большевиков, которые стали его единомышленниками. Среди них были известные деятели революционного движения Селим Меметов, Сулейман Идрисов, Халил Чапчакчи, Сеит-Джелиль Усеин-оглу Хаттат и ряд других.

Фактически в рамках российской компартии исламские социалисты во главе с Султан-Галиевым и Фердевсом сформировали отдельную фракцию. За первым чекисты установили слежку. В 1923 году он был арестован. К концу 20-х годов большинство сторонников идей исламского социализма были репрессированы. А в конце 30-х годов почти все они были расстреляны.

В 50-е годы идеологическая доктрина Султан-Галиева и Фердевса получила новое развитие, оказав существенное влияние на политическую жизнь Ближнего Востока, в первую очередь Египта времен Насера и Ливии времен Каддафи. Исламский социализм стал идеологией Партии арабского социалистического возрождения (Баас), стоявшей у власти в ряде арабских стран в последней четверти ХХ века.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.