«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд», — эти строфы из баллады английского писателя Редьярда Киплинга любят цитировать все, кто считает, что культуры и религии Запада и Востока несовместимы, обречены на вечный конфликт. История Украины является живым опровержением этого тезиса: огромное цивилизационное наследие нашей страны прекрасно вписывается в рамки как западной культуры, так и восточной.
Восточная коллекция Одесского музея западного и восточного искусства была создана в 1951 году на основе экспонатов, переданных из Киевского музея западного и восточного искусства, Государственного музея искусства народов Востока и ленинградского Эрмитажа. Кроме того, в нее вошли предметы из частных собраний жителей Одессы.
В одесском музее насчитывается свыше 2500 экспонатов из арабских стран, Индии, Ирана и Центральной Азии. Следует выделить знаменитые персидские ковры, при изготовлении которых средневековые мастера использовали шелк, шерсть, сукно и серебряную нить. Ковры являются неотъемлемой частью культуры большинства мусульманских стран. Полы не только домов, но и большинства мечетей устланы коврами. Без молитвенного коврика, саджжада, невозможно представить намаз любого правоверного.
В рамках музея реализуется просветительский проект «Восточный экспресс», знакомящий украинцев с культурой Востока. С этой целью музей проводит выставки, лекции и мастер-классы, которые помогают наладить диалог представителей различных цивилизаций и религий.
Одним из наиболее интересных музеев Украины является Национальный музей имени Богдана и Варвары Ханенко (бывший Киевский музей западного и восточного искусства). Исламское искусство в музее представлено рядом великолепных экспонатов, созданных руками выдающихся мастеров. Особый интерес представляют работы в жанре декоративно-прикладного искусства. Среди них стоит отметить подвесной масляный светильник, отлитый из медного сплава на рубеже XII–XIII веков. Светильник выполнен в виде сказочной птицы и украшен сложным декоративным рисунком. Лампы такого типа широко применялись для освещения помещений в странах исламского мира.
Еще одним ярким экспонатом в коллекции является медный таз для омовения, украшенный чеканкой и инкрустированный серебром. Таз изготовлен на территории Ирана — в государстве Хулагуидов, (Ильханов) в период господства там монгольской династии. Он датируется первой половиной XIV столетия. Вероятно, таз являлся одним из предметов кухонной утвари ханского дворца — об этом можно судить по высочайшему уровню мастерства и по богатству его украшения. Подобные предметы обихода могли позволить себе только очень знатные и влиятельные персоны. Центральная часть экспоната — сюжет, где хан в монгольской одежде изображен с чашей в одной руке и мечем в другой.
Еще одним ценнейшим предметом родом из государства Хулагуидов является медный сундук, инкрустированный золотом и серебром. Сундук украшен многочисленными медальонами. Их сюжеты отображают жизнь хана и придворных в период расцвета государства, культура которого была синтезом традиционной персидской и монгольской культуры, привнесенной завоевателями.
Не секрет, что отдельные частные собрания по своей значимости и ценности не уступают государственным музеям. Обладателем крупнейшей коллекции холодного оружия в Украине является Евгений Гредунов из города Бровары. Следует отметить, что Гредунов не только собрал первоклассную коллекцию, но и ведет активную просветительскую работу, демонстрируя свои образцы на специализированных выставках. Кроме того, им создана группа в социальной сети «Фейсбук» — Ukraine Arms and Armour Collection Gredunov Evgeniy (Украинская коллекция доспехов и оружия Гредунова Евгения), где практически ежедневно публикуются фото и видео новых экспонатов, а также можно принять участие в дискуссиях об атрибуции оружия и снаряжения.
Достойное место в коллекции Евгения Гредунова занимают экземпляры холодного оружия из мусульманских стран. В первую очередь речь идет о Золотой Орде, Крымском ханстве и Османской империи. Большой интерес вызывают недавние находки, сделанные на месте битвы на реке Ворскла между армиями Великого княжества Литовского и Золотой Орды (1399 г.). Это особенно интересно с учетом того факта, что до недавнего времени локализация самого места, где произошло это историческое событие, было под вопросом.
Коллекция Евгения Гредунова насчитывает свыше четырех тысяч экспонатов. В нее входят не только находки, сделанные на территории Украины. Многие образцы холодного оружия привезены Гредуновым из зарубежных поездок. Значительная часть происходит из мусульманских стран Азии и Африки, что делает коллекцию еще более значимой. Уже в самое ближайшее время на базе своего собрания Евгений Гредунов планирует открыть музей в городе Бровары.
Крупнейшие и наиболее интересные коллекции исламского искусства находятся в Крыму. К сожалению, сейчас, в силу известных причин, они недоступны для украинских историков, филологов и исламоведов. В первую очередь это касается богатейшего рукописного наследия Крымского ханства. Тем не менее отдельные экземпляры, происходящие из Крыма, сохранились в коллекции Львовского музея истории религии, а также в Национальной библиотеке Украины им. В. Вернадского.
Во Львовском музее хранятся три рукописи, датируемые XVII–XIX веками. Они написаны на арабском языке и были созданы на территории Крыма. Изучением документов занимался известный украинский исламовед, переводчик Корана Михаил Якубович. Благодаря его работе, удалось узнать о содержании манускриптов и об «уровне развития исламской теологической мысли, теории интерпретации… и исламского мистицизма» в Крымском ханстве.
Выдающийся мыслитель Мухаммад Асад (родом из Львова. — Ред.), говоря о роли религии в культурном подъеме исламского мира писал: «Не вызывает никакого сомнения факт, что именно ислам привел первых мусульман к невероятным культурным высотам за счет направления всех их устремлений к рациональной мысли как единственному способу познания природы Божественного творения… На протяжении всего творческого периода мусульманской истории, то есть в течение первых пяти веков после жизни Пророка, наука и познание не знали более великого чемпиона, чем мусульманская цивилизация». Эти слова Асада как нельзя лучше помогают понять подлинные движущие силы исламского искусства и культуры.
Александр Степанченко