Исмаилу Гаспринскому — 166 лет

Исмаилу Гаспринскому — 166 лет
Исмаилу Гаспринскому — 166 лет

«Наша религия учит, что добро можно творить трояко:
трудом, словом и подаянием,  и то, и другое, и третье
одинаково угодны Богу и благородны: бедный помогает
ближнему работой, ученый  поучением, богатый  подаянием».
Исмаил Гаспринский

160 лет назад, в далеком 1851 году 8 (21) марта родился человек, которому было суждено стать не просто политиком и издателем, а просветителем, признанным и почитаемым всем мусульманским населением тогдашней Российской империи, духовным патриархом всероссийского движения тюрков за реформы.

Удивительно, но человек, в конце XIX  начале XX в., призывавший своих братьев-тюрок следовать в ногу со временем, был выходцем из небольшой крымскотатарской общины и звался Исмаилом Гаспралы (Гаспринским). Человек, стоявший у истоков ныне популярного джадидизма, родился в семье небогатого крымского дворянина. Отец хотел обеспечить своему сыну достойную карьеру и устроил его в военную гимназию в Москве. 14-летний мальчик попал в совсем другой мир: он близко познакомился с семьей известного русского публициста «славянофила» М. Н. Каткова  редактора газеты «Московские новости» и журнала «Русский вестник». Он впервые столкнулся с понятием «политическая нация», «национализм», «шовинизм».

В 1867 году на Крите произошло восстание греков против власти Османской империи. Самые широкие круги российской общественности выразили свою поддержку грекам. Русские газеты изображали турок как варваров и извергов рода человеческого, чуть ли не поедающих живьем несчастных христиан. Эта пропаганда вызвала сильнейшее отторжение в душе юного Гаспринского и он, бежав из гимназии, летом 1867 года направлялся в Одессу с намерением добраться до Турции, чтобы вступить в османскую армию. Его задержала полиция и отправила домой. По возвращении он около четырех лет преподавал русский язык в медресе, а затем, чтобы все-таки получить полноценное европейское образование, направился в Париж. Основное свое время тратил на изучение многочисленных исторических трудов по истории тюрок. Здесь он окончательно понял, что его соплеменники в своем развитии остались далеко позади просвещенных европейцев, и эта отсталость показалась ему причиной всех бедствий, которым подверглись не только крымские татары, но и другие тюркские народы России. Он решил посвятить себя делу просвещения российских тюрок, чтобы «подтянуть» их до общемирового уровня.

В 1874 году Гаспринский из Парижа через Алжир, Тунис и Египет приехал в Стамбул и провел там около двух лет, знакомясь с жизнью Османской империи. После возвращения в Крым некоторое время работал учителем, но уже в феврале 1879 года был избран городским головой Бахчисарая, пробыв на этой должности до марта 1884 года.

Гаспринский вынашивал идею объединения всех тюркских народов России с помощью общего литературного языка. Более того, на его взгляд, нужно было выстраивать целиком всю систему образования тюркских народов  начального, среднего и высшего  на основе этого литературного языка. Он считал, что необходимо изменить систему религиозного образования, применив в нем, как и в светском, новые методы. Именно эти идеи ввели его в историю российских тюркских народов как духовного отца «джадидизма»  нового метода в обучении, который базировался не на заучивании слогов, а на заучивании звуков, которые в разных сочетаниях давали буквы алфавита. Перед ученым возник вопрос, как ознакомить наибольшее число своих соплеменников с этими мыслями? Ответ вскоре был найден: тюркам нужна своя газета.

«Целых три года ходил я перед двумя губернаторами и тремя министрами с ходатайствами и в течение четырёх лет ездил в Петербург, чтобы добиться разрешения на издание газеты»,  вспоминал Гаспринский о своих мытарствах. Тем не менее, в 1881 году в Симферополе ему удалось опубликовать свой манифест  обширную программную статью «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения», где он сформулировал принципы, которыми должны были руководствоваться, строя свои взаимоотношения, русское большинство и тюрко-мусульманское меньшинство в России. Этот очерк стал своеобразным интеллектуальным манифестом не только для его автора. Гаспринский с горечью писал об отсутствии последовательной политики, «воодушевленной высокой идеей распространения цивилизации российского государства в отношении мусульман», что «принесло немало горьких плодов как для нас, русских мусульман, так и для нашего отечества»: «Там, где можно было, мы бросали свои пепелища, святыни, родину и уходили Бог весть куда (крымцы, бессарабцы, кавказцы), а где уйти было некуда и нельзя, мы уходили в свой тесный мирок, отдаваясь ему всецело и не желая знать и ведать ничего, что не касалось близко нашего мирка и его узких интересов (мусульмане внутренних губерний)».

Гаспринский пытался понять, что же вызвало такое положение дел. Многие публицисты, продолжает он, склонны объяснять подобные явления враждебным духом Ислама: «Мне как мусульманину этот вопрос близко знаком, и потому я решительно заявляю, что религия тут ни при чем. Учение, которое имеет догматом любовь к земле, которая кормит, и верность повелителю, который охраняет, не оставляет места отчужденности, обособленности, неприязни в смысле политическом По всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом терпимости».

Ислам для Гаспринского был средством сохранения собственной идентичности и человеческого самосознания тюркских народов. Он предостерегал от попыток ассимиляции мусульман, но предлагал сотрудничество в деле просвещения мусульманского Востока: «Я не пожертвовал бы ни одной капли чернил для этих заметок, если бы одну минуту сомневался в блестящем будущем моего отечества и живущего в нем мусульманства. Я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства. Цивилизация, родившись на крайнем востоке и постепенно до сих пор продвигаясь на запад, ныне, кажется, начала обратное движение на восток, и на пути ее русские и русские мусульмане, мне кажется, предназначены быть лучшими ее проводниками».

В 1883 году Гаспринский наконец получил разрешение на издание газеты. Под девизом «Единство в языке, мыслях, действиях» газета с названием «Терджиман» будет издаваться 35 лет  до февраля 1918 года! По отношению к тюркским народам России она выступила в качестве коллективного организатора: под влиянием статей, опубликованных в ней, в регионах, населенных мусульманами, открывались школы, благотворительные учреждения, начинали издаваться собственные печатные издания. Главной мыслью Гаспринского было воспитать новое образованное поколение и из него, опираясь на традиции, создать новую нацию. Успех газеты был обусловлен еще и тем, что ученый на основе языков различных тюркских народов пытался создать литературный язык тюрки. Минимизируя фонетические различия в разных тюркских языках, Гаспринский создал то, что он назвал «лисан-и-умми». Вопрос об общем языке, как писал Д. Валиди, «был решен в пользу 4 тюркских наречий  волжского, киргизского, среднеазиатского (чагатайского) и османского. Решающее значение здесь имели не теоретические доводы, а жизненная практика и суровая необходимость». В своей газете Гаспринский пытался развернуть среди тюрков-мусульман России дискуссию по общегосударственным, общеисламским и общекультурным проблемам.

Ученый стал популярной фигурой общероссийского масштаба и попал под негласный надзор полиции. В «Справке Департамента полиции о распространении панисламизма в России», составленной в ноябре 1911 года, в разделе о Таврической губернии сообщалось: «Ввиду большого процента татарского населения и близости к Турции губерния играет большую роль в деле пропаганды панисламизма в России. В г. Бахчисарае издается главный орган панисламизма в России газета Терджиман. Вообще Бахчисарай является очагом распространения панисламизма на Юге России» (Опубликовано в статье: Арапов Д. Ю. Исмаил Гаспринский, его жизнь и деятельность по материалам Департамента полиции МВД Российской империи // Исмаил Гаспринский  просветитель народов Востока: Материалы Международной научной конференции. М., 2001). Здесь, однако, стоит отметить, что «пантюркизму» Гаспринский придавал исключительно культурное значение, а не политическое.

Просветитель выступил одним из инициаторов создания всероссийской партии «Иттифак аль-муслимин» (Объединение мусульман), однако предостерегал своих соплеменников от увлечения крайними, радикальными идеями. Так, например, в номере «Терджимана» от 2 октября 1906 года он писал: «Хотя у нас в собственности один мыловаренный заводик с пятью рабочими, две или три наших газеты уже готовы боготворить социалистические проповеди Карла Маркса».

Но, конечно, далеко не все у него шло гладко. Духовенство и особенно крымскотатарское дворянство (мурзаки) выступали против его попыток реформирования системы образования, образа жизни и идеологии мусульман. С другой стороны, радикальная молодежь возмущалась его умеренностью и подчеркнутой лояльностью имперским властям. После революции 1905 года, когда политическая деятельность российских мусульман перетекла, в том числе и в Государственную Думу, «Терджиман» утратил свое влияние.

Однако Гаспринский оставался духовным патриархом всероссийского движения тюрков за реформы. Так, например, выдающийся татарский общественный и политический деятель, депутат Думы Садри Максуди прямо заявлял: «Мой духовный отец  Исмаил Гаспралы».

11 сентября 1914 года Гаспринский скончался. Через несколько дней в газете «Юлдуз» Максуди написал: «Нет слов, чтобы оценить значение этой личности. Исмаил Гаспралы в одиночку открыл новый период в жизни большого народа, пробудил утраченную было надежду в нации, которая веками привыкла жить в безысходности, подарил этой нации идеалы и цели, вдохнул жизнь в народ, который был духовно мертв» (Цит. по А. Айда. Садри Максуди Арсал. М., 1996)

Мусульмане России восприняли смерть Гаспринского с болью. В его лице они потеряли своего духовного лидера, давшего второе дыхание истории и духовной культуре тюрко-мусульманских народов.

Иллюстрация: https://anaurt.com/sites/default/files/styles/large/public/field/image/Ismail_Gaspirali_0.jpg?itok=iaKpUnIE

Источники:

Ana Urt
Крымология
Крым. Реалии
Islam Today
Аlem-I Medenie

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.