Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов

Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов
Крымские татары и казаки в сражении против русских
Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов
Запорожская сечь на острове Хортица. Реконструкция
Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов
Казацкая рада
Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов
Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов
Крым и Запорожье. Общность судеб двух народов
18.10.2017
Оцените статью: 
(407 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

История Крымского ханства и Войска Запорожского поразительным образом связана между собой сотнями видимых и невидимых нитей. Поверхностный взгляд видит в истории взаимоотношений этих двух степных государственных образований лишь бесконечную череду войн и конфликтов. На самом деле отношения казаков и татар можно сравнить с отношениями шумных и беспокойных соседей, которые часто ссорятся, порой дерутся, но нередко и помогают друг другу, особенно в трудную минуту.

Однако по началу кровавые военные конфликты в дикой степи были частым явлением. Само возникновение Запорожской Сечи было ответом на вторжения крымцев на украинские земли. Очевидец писал, что еще в конце XVI века в приграничных районах «каждый крестьянин, выходя на полевые работы, всегда имеет ружье на плече и саблю или тесак у пояса, ибо они весьма часто подвергаются нападениям татар и почти никогда не бывают безопасны от них».

Столетия совместного проживания запорожцев вблизи татарских кочевий, регулярное общение, активная торговля, военные походы против общих врагов, все это наложило свой отпечаток на жизнь и быт казачества. Европейских путешественников, посещавших Запорожье, поражало, как много казаки позаимствовали от своих мусульманских соседей. Участие крымских татар в Освободительной войне Богдана Хмельницкого на стороне украинского казачьего войска в значительной степени ослабило ту вражду, которая была ранее между запорожцами и крымцами.

Об этом свидетельствует и такой эпизод. Гетман Самойлович в одном из писем, адресованных кошевому атаману Войска Запорожского Ивану Сирко, упрекал последнего в том, что казаки позволяют татарам кочевать на их землях. На это Сирко не без иронии отвечал: «У них теперь недород на траву…а когда мы, живя с татарами по-соседски, помогаем друг другу, то сие умному ни мало не удивительно».

Вопреки распространенному мнению, запорожцы вели активную и практически непрерывную торговлю не только с мусульманскими соседями, но и даже со многими европейскими странами. Одним из главных предметов торговли были запорожские кони, которые славились своей выносливостью. По словам английского путешественника К. Рондо, каждый, даже простой казак, имел по 10–20 лошадей. Что касается казацкой старшины, то, например, полковник О. Колпак владел стадом, которое насчитывало более 7000 коней.

Кони были предметом торга или мены с крымскими татарами. Точно также турки и татары в большом количестве покупали у казаков рыбу. Красная рыба осетровых пород продавалась во второй половине XVIII столетия по 2–3 рубля за сотню. А перекупщики уже перепродавали ее по 12 рублей за сотню. Рыбной ловлей казаки занимались на Днепре, Южном Буге и Азовском море. Нередко запорожцы уходили на рыбный промысел в земли крымских татар.

Разумеется, отношения между крымцами и казаками далеко не всегда были идиллическими. В ходе военных походов происходили жестокие схватки. Немало запорожцев попадало в плен в Крым и Стамбул. Часть из них отправлялась на галеры, а некоторые оказывались в тюрьмах. В 1678 году челядник московского посла в Стамбуле Ф. Яковлев оставил в своих записках рассказ о том, как в османской столице он обнаружил украинскую церковь. Находилась эта церковь при тюрьме, а служба там велась на старославянском языке.

Хорошо известна история Роксоланы, которая попала в плен и была продана в гарем султана Сулеймана. В неволе она сделала блестящую карьеру, став не только женой султана, но и одной из самых влиятельных женщин Европы.

Гораздо менее известно о похождениях запорожского казака Е. Гаврилова, который попал в татарский плен под городом Кызыкермен. Он был продан в Крым, но сумел бежать. Был пойман возле Перекопа. Затем вновь продан, но уже турецкому паше в город Магалыч, что на Мраморном море. Однако стремление к свободе у Гаврилова, видимо, было заложено в крови. Запорожец опять бежал и сумел пробраться на голландский корабль, который шел в Испанию. Оттуда он добрался в Амстердам, где сел на корабль, который доставил его в Архангельск. «И в голландской земле и на корабле, его Юшку (Ефима), за полонное терпение, кормили и поили и провозу (денег) с него не взяли». Лишь спустя десять лет плена и скитаний казак Гаврилов снова увидел свою родину — запорожские степи.

В 1708 году гетман Украины И. Мазепа поднял восстание против русского царя Петра I. Его поддержали запорожские казаки. В 1709 году гетман вместе с запорожцами присоединился к шведской армии короля Карла XII, который вел многолетнюю войну против России. В ходе Полтавского сражения шведы были разгромлены, а их союзники — украинские казаки, были вынуждены бежать.

Приют казакам предоставили их давние враги — крымские татары и турки. Тысячи запорожцев нашли убежище на татарских землях в междуречье Южного Буга и Днепра. На первых порах мусульмане были вынуждены даже кормить казаков, дабы те не умерли от голода. Сохранились османские документы, в которых подробно говориться о поставках зерна и муки запорожцам за счет средств, выделенных османским правительством.

В 1739 году запорожские казаки вернулись на свои исконные земли и восстановили Сечь. Но уже спустя 36 лет она была снова разрушена по указу императрицы Екатерины II. Некогда грозное казачество опять превратилось в беженцев. На этот раз запорожцы поселились на нижнем Дунае по соседству с некрасовскими казаками, мятежниками, отказавшимися признавать официальное русское православие. Тех запорожцев, которые не хотели уезжать за Дунай, русское правительство поселило на Кубани, землях, которые ранее принадлежали ногайцам.

Следом за Запорожьем Россия нанесла удар по Крыму, уничтожив государство крымских татар. А спустя несколько лет после этого события, разделенная между Россией, Пруссией и Австрией, погибла Речь Посполитая, чья мощь еще не так давно пугала Москву. Так шаг за шагом Россия избавлялась от всех соседей, кто мешал на ее пути к созданию мировой империи.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.