«Моя история — всего лишь история о европейском открытии Ислама», — Мухаммад Асад

«Моя история — всего лишь история о европейском открытии Ислама», — Мухаммад Асад
28.03.2018
Оцените статью: 
(649 оценки)
Власкор
Аватар пользователя Власкор

Выходец из еврейской семьи, внук раввина с Западной Украины, послушно выполняющий все предписания Талмуда… Но известен он стал как Полномочный Посол мусульманского Пакистана при ООН. В его честь даже назван сквер возле главного входа в здание ООН. Имя этого человека — Леопольд Вайс или Мухаммад Асад. Он родился 2 июля 1900 года во Львове, бывшем тогда частью Австро-Венгрии, и прожил до 1992 года, умерев, по воле Всевышнего, в Исламе.

О судьбе Мухаммада Асада идет речь в одном из выпусков передачи «Лунный календарь» телеканала «Алиф» (ведущий — Арслан Мударисов).

…Первый «переворот» в сознании Мухаммада (а тогда еще начинающего журналиста Леопольда Вайса) произошел после встречи с женой Максима Горького Екатериной Пешковой. Она дала ему интервью о масштабах голода в Поволжье — вышедшая статья произвела в Европе эффект разорвавшейся бомбы, а молодому человеку поступили предложения о работе от лучших немецких изданий тех лет. Вскоре его в качестве спецкора отправили в Иерусалим. В своих статьях он, чистокровный еврей, резко негативно отзывался о набиравшем силу сионизме — так он стал еще более знаменит. В лицо будущему президенту Израиля Хаиму Вайсману он говорил всё, что думал о еврейском радикальном национализме…

Общаясь с местными жителями, Вайс проникся глубокой симпатией к мусульманам. В течение года журналист Леопольд Вайс совершил поездку в Иорданию, где познакомился с эмиром Абдаллой, активно общался с известным богословом Мустафой Мараги в Каире, посещал занятия в Аль-Асхаре и всё больше узнавал о религии Аллаха.

— Там он впервые познакомился с исламской арабской культурой и религией, — рассказывает эксперт по международным отношениям Данил Апокорин. — Безусловно, большинство людей, которые соприкасаются с Исламом и Кораном, принимают эту религию. Потому что правде не нужно оправданий, не нужно убеждений, не нужно доказательств… Мы, люди, интуитивно чувствуем это.

Объездив весь мусульманский мир (и даже посетив советскую Среднюю Азию), Вайс страстно полюбил его. Свои наблюдения он описал в многочисленных статьях и нескольких книгах. Его сравнивают с английским путешественником прошлого века Ричардом Бертоном, открывшем озеро Танганьика, а еще чаще — с Лоуренсом Аравийским, другим европейцем, влюбившемся в арабский Восток.

В 1926-м с момента первого знакомства Леопольда Вайса с Ближним Востоком прошло уже четыре года. И вот тогда в его жизни случился второй неожиданный разворот: как-то вместе с супругой он ехал в берлинском метро и случайно взглянул на богато одетого мужчину. В выражении его лица он увидел печать глубокого несчастья. Леопольд посмотрел еще на одну пассажирку, состоятельную даму — и там увидел такой же отпечаток скорби… Он окинул взглядом других людей, но везде видел лишь понурые лица. Вайс поделился этим наблюдением с женой, и они пришли к выводу о том, что, стремясь к богатству, люди теряют что-то очень ценное. Уже дома, листая книги, Леопольд вдруг наткнулся на аяты Корана (который в раскрытом виде лежал на столе) и там он прочитал: «Страсть к приумножению, похвальба богатством и детьми увлекает вас настолько, что вы посещаете кладбища, чтобы бахвалиться своими покойниками (или пока вы сами не посетите могилы). Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете! Но нет! Если бы вы только обладали знанием с полной убежденностью! А ведь вы непременно увидите Ад. Вы увидите его своими глазами доподлинно. В тот день вы будете спрошены о благах» (Коран, сура 102 «Ат-Такасур» («Приумножение»).

Вайс понял: это — знак! В тот же миг он принял решение стать мусульманином. Вслед за ним Ислам приняла его жена, а потом — ее сын от предыдущего брака.

«Вера нашла меня в потоке лет, без всяких усилий с моей стороны. Моя история — всего лишь история о европейском открытии Ислама, — писал Леопольд Вайс в своей книге, переведенной на многие языки мира «Дорога в Мекку».

Позже он признал, что понять Ислам и религию вообще ему помогло знание иудаизма. Леопольд стал одним из первых и немногих европейских евреев, ставших мусульманами.

Конечно, у такого решения не могло не быть последствий. Узнав о смене Леопольдом религии, родной отец от него отказался. Но мужчина был тверд и решителен. Уволившись из газеты и взяв себе новое имя — Мухаммад Асад, Вайс вместе с женой в 1927 году отправился в хадж. Через 9 дней в Мекке его супруга внезапно умерла. В это было сложно поверить: художница из Германии, недавно принявшая Ислам, отправилась за тысячи километров от дома, дабы уйти из жизни благой смертью — будучи паломницей на священной земле. Но это не единственное, что ждало в те дни Мухаммада. В библиотеке Мекки он познакомился с принцем Фейсалом. После этой встречи журналиста пригласили на прием к самому королю Абдул-Азизу ас-Сауду (основатель и первый король Саудовской Аравии — Ред.), с которым они нашли общий язык и прониклись взаимной симпатией. Мухаммад Асад остался в Аравии на шесть лет — он посвятил их изучению Ислама.

Мухаммад Асад в совершенстве владел ивритом и арамейским, потому без труда выучил и родственный им арабский. Он активно пользовался первоисточниками, древними трудами мусульманский ученых.

…В 1932 году журналист отправился в Индию. Там он познакомился с выдающимся пакистанским поэтом и философом Мухаммедом Икбалом, и их на многие годы связала глубокая дружба.

С подачи Икбала Асад стал одним из идеологов мусульманской государственности в Британской Индии и познакомился с Мухаммедом Али-Джинной (мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности. Один из инициаторов и самых активных участников раздела Британской Индии — Ред.). Именно Али-Джинна в 1947 году основал государство Пакистан, куда впоследствии и переехал Мухаммад Асад — его пригласили стать членом правительства новой страны: сначала он возглавил ближневосточный отдел МИДа, а затем его перевели на должность Полномочного Посла Пакистана при ООН. Ему пришлось непросто: на плечи Асада легло немало забот — борьба за независимость стран Африки, война в Палестине, египетская революция, определение статуса Пенджаба и Кашмира, пакистано-индийское противостояние и многое другое…

В 1955 году, после военного переворота в Пакистане, Мухаммад Асад покинул страну. Выйдя в отставку, он поселился в Марокко и все свои силы отдал переводу Корана на английский язык. Этой работе он посвятил почти 17 лет.

— Приняв Ислам, Леопольд Вайс написал одну из самых первых своих книг, которую он назвал «Дорога в Мекку», — рассказывает эксперт по международным отношениям Данил Апокорин. — В этой книге он описал свой путь по дороге к Исламу, как он стал мусульманином. После этого он занялся работой — перевод Корана… Безусловно, для того, чтобы перевести Коран, необходимы хорошие знания… арабского языка. Кроме того, очень многие науки идут вместе с тафсиром Корана… Нужно знать очень хорошо историю арабских народностей и племен.

Главный труд его жизни увидел свет лишь в 1980 году. На первой странице было посвящение: «Для людей разумеющих». Уже тогда про этот перевод говорили, что он не знает себе равных.

Позднее вышли и другие книги — «Принципы мусульманского государства», «Сахих» Аль-Бухари, «Ранние годы Ислама».

Мухаммад Асад проявил себя и как нестандартный исламский мыслитель. Так, именно он сумел настоять на внесении в конституцию Пакистана статьи, открывающей женщинам путь к высшим государственным должностям (впоследствии именно это позволило стать премьер-министром легендарной Беназир Бхутто). Он настаивал, что между принципами демократии и Исламом существует глубинное родство. Также он еще в начале ХХ века подчеркивал опасность любого фанатизма. Мухаммад Асад говорил, что любой экстремизм, оказываясь у власти, непременно перерождается в тоталитаризм и диктатуру.

Интересно, что Мухаммад Асад не принял иранскую революцию — он даже не считал ее исламской и осуждал за жестокости и крайности, резко критиковал Хомейни (иранский политический деятель, Великий Аятолла, лидер исламской революции 1979 года в Иране. Верховный руководитель Ирана с 1979 по 1989 год — Ред.). В ответ Мухаммад Асад получил обвинения в «работе на саудовский двор» (с которым у него на протяжении жизни сохранялись хорошие отношения), однако в 80-ые годы саудовцы сами все чаще атаковали Мухаммада Асада за реформаторские идеи.

Примерно в то же время Мухаммад Асад переселился в Португалию, а затем — в Испанию, в маленький городок Марбела, который когда-то был частью мусульманской Андалузии. Там же он и похоронен.

Прожив поистине яркую и полную смысла жизнь, Мухаммад Асад оставил множество трудов в области политики и своей религии, которой он был предан до конца своих дней…

 
 
«Моя історія — всього лише історія про європейське відкриття Ісламу», — Мухаммад Асад
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.