О чем рассказывают камни Иерусалима

Аль-Акса
Аль-Акса
30.06.2020
Оцените статью: 
(235 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Иерусалим — один из древнейших городов мира, сохранивший на своей земле памятники великих цивилизаций. Вместе с тем Иерусалим — этосвященный город трех мировых религий: христианства, Ислама и иудаизма. Именно благодаря его уникальному статусу город столетиями является предметом ожесточенных споров и конфликтов.

За 6 тысяч лет истории Иерусалима было лишь несколько периодов, когда он принадлежал только одной религии либо одному народу. На протяжении веков представители многих наций и племен селились на территории города, строили свои домаи храмы. Ханаанеи, филистимляне, евреи, ассирийцы, персы, римляне, арабы, тюрки, англичане, французы, греки — это далеко не полный перечень народов, которые жили в Иерусалиме и считали его своим домом.

Одним из первых государств, возникших на землях Палестины, был Ханаан. Жители его, семиты, родственные древним арабам, создали своеобразную культуру: у них была свояалфавитная письменность, большие города и развитая торговля. Основателями Иерусалима были представители племени иевусеи, а сам город носил название Иевус. Что касается происхождения иевусеев, то, по мнению депутата израильского парламента Ибрахима Сарсура, представляющего партию «Исламское движение», «Аль-Кудс (Иерусалим) основали арабы-иевусеи задолго до прихода туда евреев».

Ханаан пал под ударами еврейских племен после 1230 года до н.э. На его развалинах завоеватели создали Иудейское и Израильское царства. Однако Иевус еще долго сохранял независимость, несмотря на все попытки иудеев его захватить. Лишь около 1000 года до н.э. царь Давид (пророк Давуд в Коране) смог овладеть Иевусом, который со временем стал называться Иерусалимом.

Дальнейшая история города — это длительная череда войн и конфликтов. На земли Палестины претендовали Египет, древнесирийское государство, Вавилон, Ассирия, государство Александра Македонского и Римская империя. К концу I века н. э. крошечное автономное государственное образование Иудея под ударами римских легионов прекращает свое существование. Иерусалим был разрушен, а на его месте римляне построили колонию Элия Капитолина. Римляне запретили евреям даже входить в город, и запрет был отменен лишь праведным халифом Умаром в VII веке.

В 638 году халиф Умар ибн аль-Хаттаб изгнал византийцев из Палестины. Он установил в Иерусалиме, который мусульмане называли Аль-Кудс аш-Шариф, «Благородный город», невиданную ранее веротерпимость. Иудеи и христиане получили практически неограниченные возможности практиковатьрелигиозные обряды. Что касается мусульман, то с Иерусалимом их связывали особые отношения.

Известно, что прямо в Коране Аль-Кудсне упоминается. Но Иерусалим был для мусульман первой кыблой — направлением молитвы. Однажды во время намаза в мечети пророк Мухаммад (мир ему и благословение) получил откровение от Всевышнего о смене кыблы. Это событие отражено в Коране: 

«Глупые люди скажут: „Что заставило их отвернуться от кыблы, к которой они поворачивались лицом прежде?“ Скажи: „Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь“. Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили кыблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям. Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кыбле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону…» (Коран, 2:142–144).

С Иерусалимом связано еще одно, важнейшее событие в истории Ислама — это ночное путешествие и вознесение (Исра ва ль-Мирадж). Перенесенный в Иерусалим посланник Аллаха (мир ему и благословение) вознесся через семь небес, встретив там пророков, и вместе с ними молился. В Коране о пребывании Мухаммада (мир ему и благословение) в Иерусалиме сказано:

«Пречист тот, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (17:1).

Праведный халиф Умар на месте молитвы Посланника (мир ему и благословение) возвел небольшую мечеть Аль-Акса, которая со временем была неоднократно перестроена и расширена. Сейчас Аль-Акса является третьей святыней исламского мира — после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Рядом с Аль-Аксой в конце VII века была построена великолепная мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), которая стала центральным сооружением всего комплекса.

Одним из самых трагических эпизодов в истории Иерусалима был период крестовых походов. В 1099 году армия крестоносцев осадила город. Участник крестового похода Раймунд Ажильский так описал падение священного города: 

«Среди первых ворвались Танкред и герцог Лотарингский — и сколько они пролили в тот день крови, едва ли можно поверить. Потом поднялись [на стены] и все остальные, и сарацины сникли. Удивительное, однако, дело: уже когда город был захвачен французами, тем, кто был с графом, сарацины все еще оказывали сопротивление, словно и не были разгромлены наголову… На улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук и ног. Пешие и конные то и дело натыкались на валявшиеся трупы. Но все, о чем мы до сих пор повествовали — это еще самая малость. Пойдемте ко храму Соломона, (так крестоносцы называли мечеть Куббат ас-Сахра. — Ред.), где сарацины отправляли обыкновенно свое богослужение и торжественно распевали гимны. Что было там содеяно? Если поведаем правду, превзойдем всякую вероятность. Достаточно сказать, что в храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коней».

В 1187 году мусульманский полководец Салах ад-Дин (Саладин) выбил крестоносцев из Иерусалима, серьезно подорвав влияние захватчиков на Ближнем Востоке. Окончание эпохи крестовых походов привело к тому, что жизнь в Иерусалиме стала более спокойной, особенно в период зависимости города от египетского султаната. В 1517 году османская империя подчинила себе Египет и принадлежащие ему территории в Азии, включая Иерусалим. С этого времени на протяжении четырех столетий ни одно государство не смело посягнуть на священный город, который продолжал оставаться одним из форпостов Ислама — вплоть до 1917 года, когда в него вошли британские войска.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.