О медицине и гигиене в Крымском ханстве

О медицине и гигиене в Крымском ханстве
Посещение больных
О медицине и гигиене в Крымском ханстве
Хаммам в Крыму
О медицине и гигиене в Крымском ханстве
Мусульманские врачи Средневековья
О медицине и гигиене в Крымском ханстве
О медицине и гигиене в Крымском ханстве
О медицине и гигиене в Крымском ханстве
07.04.2020
Оцените статью: 
(42 оценки)
Олександр Степа...
Аватар пользователя Олександр Степанченко

Крымское ханство, возникшее в XV веке, вобрало традиции и культуру многих цивилизаций и народов, живших на полуострове. Наибольшее влияние на крымских татар оказала исламская культурная и научная традиция. Особенно это касается вопросов здравоохранения и гигиены, как неотъемлемой части здорового образа жизни.

В Исламе с давних времен существует понятие «медицина Пророка» (мир ему и благословение). Уже в IX веке такие ученые, как Али ар-Риза ибн Муса аль-Казим и Аль-Малик ибн Хабиб аль-Андалуси написали трактаты, посвященные главным принципам исламской медицины. Их работы опирались на суры Корана и достоверные хадисы.

В XIII веке иракский ученый Абдуль-Латиф аль-Багдади сумел практически применить накопленные знания, занимаясь лечением пациентов по сунне. Свои исследования он изложил в работе «Ат-Тибу мин аль-Китабива ас-Суннати» («Медицина на основе Корана и Сунны»).

После принятия Ислама в Золотой Орде в начале XIV века в распоряжении крымских врачей оказался научный багаж, накопленный за столетия в мусульманском мире. Крымские ученые, получившие образование в исламских учебных заведениях, где преподавание велось на арабском языке, смогли познакомиться с книгами Ибн Сины, Ат-Тайши, Абу Нуайма аль-Асбахани и других светил медицинской науки средневековья.

Достаточно быстро крымские медики освоили многие методы лечения болезней, выйдя на передовые по тем временам рубежи науки. Они достигли даже более значимых успехов, чем их учителя. Побывавший в Крыму в середине XVII века османский путешественник Эвлия Челеби отмечал, что на полуострове, благодаря отличным врачам, больные встречаются редко. Говоря о Бахчисарае, Кафе и Гёзлёве, Челеби отмечает, что «искусные врачи и хирурги-кровопускатели — очень большие мастера в науке пульса».

Эвлия Челеби не просто упоминает работу крымских врачей, он также называет по именам самых выдающихся из них: Деде Масум, Таркан, Альп-акай, Алиша-мирза, Дудус-ата. По словам Челеби, крымские татары предпочитают лечить своих больных в домашних условиях, а не в больницах, как это принято было в Европе: «Все больные и ослабшие находятся под присмотром домашних. Татарский народ, опасаясь морового поветрия, избегает (больниц)». Вместе с тем Челеби отмечает и наличие больниц. В частности, одна из таких больниц была в Бахчисарае — рядом с мечетью Сахиб Гирей-хана.

В своей практике лекари Крымского ханства использовали книги по фармакологии, которые были широко распространены среди ученых полуострова. Большую популярность здесь снискала фитотерапия: в Крыму было множество знатоков лекарственных растений. Купить эти лекарственные травы и настойки из них можно было в специализированных аптеках, а также у знахарей из народа.

Крымцы с давних времен знали и о пользе геотермальных источников. Самым известным местом таких источников на полуострове был город Солхат. Доминиканский монах Дортелли д’Асколи, около десяти лет живший в Крымском ханстве, писал: «В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно, с весны и до июля, бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов».

Основателем крымской педиатрии (науки о лечении детских болезней) был уроженец Анатолии Хеким Мехмед Недаи, живший в XVI веке. Он был автором дошедшего до нас медицинского трактата «Менафиу н-Нас». Недаи известен также тем, что был личным врачом хана Сахиб Гирея, который покровительствовал ему.

Особое отношение было у крымских татар к вопросам гигиены. Это связано с тем, что Ислам предписывает содержать тело в чистоте: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Коран, 2:222). После принятия Ислама интимная гигиена стала неотъемлемой частью жизни крымских татар.

Огромную роль в жизни крымцев, начиная с XIV века, стали играть бани. Они делились на общественные (хаммам) и домовые (мунча). Уже упоминавшийся здесь Эвлия Челеби с восхищением писал о бахчисарайской бане хана Мухаммеда Гирея: «Это прекрасная баня под куполом, крытая рубиново-красной черепицей. В Крымской стране нет больше такой, построенной на красивом месте, замечательной бани. Бесподобны и вода, и воздух, и здание, и планировка. Сравнить с ней можно разве что баню Хайдер-паши в нашем Истамбуле… Весь пол здесь покрыт разнообразным неполированным мрамором. В шести мыльных кабинетах над ваннами из шлифованного позолоченного [мрамора] цвета оникса и ржавчины — краны, отделанные золотом, и точно такие же тазы, как будто покрытые чистым золотом. Центральное возвышение — небольшое и восьмигранное. Фонтаны, находящиеся посреди его, выбрызгивают воду до самого купола».

Помимо банных процедур в хаммаме практиковался общеукрепляющий оздоровительный массаж. Очевидец так описывал это: «Банщик надевает на правую руку черную рукавицу из грубой шерстяной материи и трет ею всю кожу с ног до головы, отделяя таким образом неимоверное количество грязи даже с тела, кажущегося совершенно чистым… После этого он покрывает вас густою мыльною пеною с помощью губчатого состава особого рода тыкв (люф) и наконец обливает вас несколько раз горячею водою. В заключение вы опускаетесь в большой общий каменный бассейн».

Во многих хаммамах были также специально обученные массажисты, хорошо знакомые с особенностями человеческой анатомии, которые массировали с помощью рук и ног как отдельные участки тела, так и все тело клиента. Нередко после банных процедур мусульмане занимались гимнастическими упражнениями наподобие тех, которые практиковались в древнеримских термах. Хаммамы в Крымском ханстве были доступны всем его жителям, независимо от социального положения, а также гостям полуострова.

После аннексии Крыма Россией традиции исламской медицины были в значительной мере утрачены. Большинство хаммамов были закрыты или пришли в упадок. Возрождение культуры мусульманской гигиены началось лишь в 90-е годы, после возвращения крымских татар.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.